kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Вовлечение родителей в педагогический процесс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать… Дети, отданные в сад, зачастую оказываются один на один со всеми возникающими проблемами и чужими, по сути, людьми. Наши родители считают, что воспитатель может заменить их во всех аспектах воспитания. Но это далеко не так. Никто не заменит материнской теплоты  и семейного очага. То, что ребенок получает дома, невозможно измерить. Это та жизненная база,  на которой будет строиться вся жизнь этого маленького человека…

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы  групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития ребенка». Во вводимом сейчас Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основа этой деятельности  представляет собой вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразие форм работы с ними, активизация их участия в разных мероприятиях, использование разнообразных форм взаимодействия  с родителями.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы развить позитивное и доверительное взаимодействие  детей, родителей  и сотрудников детского сада, повысить психолого-педагогические знания у родителей. Если пришедшие к нам родители будут вплетены нами в воспитательно-образовательный процесс, то они смогут грамотно вести своих детей и в дошкольном возрасте и при переходе в школу. Они станут нашими незаменимыми союзниками. Родители будут понимать, «что» «как» и «зачем» нужно их ребенку.

Каким педагогическим методом удобнее воспользоваться? Исходя из того, что педагогический процесс в данное время все больше и больше склоняется к проектной и исследовательской деятельности, остановимся на методе проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Вовлечение родителей в педагогический процесс"»

Мы все знаем, что в последнее время родители не всегда могут уделить время своим детям. Это общая проблема нынешнего времени, так как мы вынуждены очень мобильно жить, думать, действовать… Дети, отданные в сад, зачастую оказываются один на один со всеми возникающими проблемами и чужими, по сути, людьми. Наши родители считают, что воспитатель может заменить их во всех аспектах воспитания. Но это далеко не так. Никто не заменит материнской теплоты и семейного очага. То, что ребенок получает дома, невозможно измерить. Это та жизненная база, на которой будет строиться вся жизнь этого маленького человека…

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Во вводимом сейчас Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования одной из задач, на которые направлен Стандарт, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основа этой деятельности представляет собой вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразие форм работы с ними, активизация их участия в разных мероприятиях, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы развить позитивное и доверительное взаимодействие детей, родителей и сотрудников детского сада, повысить психолого-педагогические знания у родителей. Если пришедшие к нам родители будут вплетены нами в воспитательно-образовательный процесс, то они смогут грамотно вести своих детей и в дошкольном возрасте и при переходе в школу. Они станут нашими незаменимыми союзниками. Родители будут понимать, «что» «как» и «зачем» нужно их ребенку.

Каким педагогическим методом удобнее воспользоваться? Исходя из того, что педагогический процесс в данное время все больше и больше склоняется к проектной и исследовательской деятельности, остановимся на методе проектной деятельности.

Те перемены, которые происходят сейчас в системе дошкольного образования, вызваны потребностью, вызванной соответствующим развитием всей образовательной системы. С появлением ФГТ учреждения дошкольного образования стали переходить в режим открытости. В ФГОС дошкольного образования в требованиях к условиям реализации программы прописано: «требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

● обеспечивает открытость дошкольного образования;

● создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности».

Кроме того в ФГОС в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования указано:

«3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Это связано с тем, что именно семья является ближайшим окружением ребенка. Именно семья имеет определенную главную социальную функцию: первичная социализация ребенка. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей жизни. Исходя из этого, мы понимаем, что именно на родителях лежит особая, профессиональная роль воспитателя. Но так ли просто родителю перейти от социальной роли воспитателя к педагогической? К сожалению, это не так легко. А вот помочь справиться с возникающими трудностями может целенаправленное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Поэтому педагогам ДОУ необходимо проводить работу с родителями. Но не просто работу, а работу по формированию компетентности родителей в вопросах воспитания и образования своих детей.

Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса. К условиям для организации единого образовательного пространства можно отнести:

    • атмосферу сотрудничества и доверия между всеми участниками педагогического процесса;

    • построение единого подхода к воспитанию, развитию ребенка;

    • формирование условий для саморазвития взрослых;

    • повышение психолого-педагогической грамотности родителей;

    • укрепление уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;

    • расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;

    • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.

При таком подходе к взаимоотношениям педагогов ДОУ и семьями воспитанников, детский сад становится принципиально открытым для родителей и общественности образовательным институтом, готовым к разноплановому сотрудничеству. И в таком случае он может превратиться в культурный центр семейного досуга.

Переход на качественно новый уровень работы требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса и поиска педагогических инновационных методов взаимодействия с родителями.




Одной из интересных инновационных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

«Проект» от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проектирование – это деятельность по созданию проектов. Исходя из этого определения, можно сказать, что проектирование характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление (образование) чего-либо в будущем. Эти две характеристики отличают проектирование как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов деятельности (новейший философский словарь).

Метод – это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь (словарь Ожегова).

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий воспитанников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта. ( Википедия, свободная энциклопедия).

Педагогическое проектирование – продуктивная деятельность. Ее продуктом является проект.

Основоположником проектного метода стал американский педагог У. Х. Кильпатрик. Он считал, что «проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». По его мнению метод проектов не только подготавливает ребенка к жизни по окончанию учебного заведения, но и помогает ему организовывать жизнь в настоящем.

«Метод проектов» отражен и в работах наших отечественных ученых 20-х годов. Например, М. В. Крупенина полагала, что «метод проектов» комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

Но в 30-е годы данный метод в России был запрещен, т. к. было решено, что школьная программа подменяется проектной деятельностью, а программа обучения детей не выполняется. И лишь недавно проектный метод стал восстанавливаться, т. к. существующие тенденции и нормативные изменения в образовании стали требовать новых форм организации педагогического процесса.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет развивать у ребенка знания, умения и навыки для осуществления различных видов детской деятельности, формировать интегративные универсальные качества и развивать личность дошкольника с различных сторон.

Методика проектирования позволяет реализовать продуктивную детскую инициативу, для которой не хватает времени и места в традиционном образовательном процессе.

Проектная деятельность для дошкольников предполагает активное взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем. Но кроме этого в ДОУ набирают силу детско-родительские проекты, которые позволяют вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей. Эти проекты приводят к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ.


Основной целью взаимодействия дошкольного учреждения и семьи можно считать возникновение единого образовательного пространства, в котором будут созданы условия для саморазвития и самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса.

Проектная деятельность, направленная и на детей, и на родителей приводит к тому, что родители начинают лучше понимать внутренний мир своего ребенка, становятся ближе к своим детям, налаживается контакт с воспитателями и педагогами ДОУ.

Вовлекая родителей в проектную деятельность, которая охватывает все образовательные области, мы вовлекаем их в полноценный педагогический процесс.


БИБЛИОГРАФИЯ.

  1. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (от 21 ноября 2011 г.)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)

  3. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Под ред. Н. В. Микляевой, тв. Центр «Сфера», М. – 2010

  4. А. В. Дронь, О. Л. Данилюк, Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель», изд. Детство-Пресс, С-Пб – 2011

  5. В. А. Деркунская, Проектная деятельность дошкольников, Центр педагогического образования, М. – 2013

  6. Н. А. Кочкина, Метод проектов, изд. «Мозаика-синтез, М. – 2012

  7. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, изд. АРКТИ, М. – 2012

  8. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец, Современные педагогические технологии в ДОУ, изд. Детство-пресс, С-Пб - 2012

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Вовлечение родителей в педагогический процесс"

Автор: Прудникова Марина Валерьевна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_raboty_s_roditieliami_v_usloviiakh_riealizatsii_fgos_do_iz_opyta_ra"
    ["file_id"] => string(6) "419821"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496237957"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Образовательный маршрут как инновационный подход при взаимодействии с родителями"
    ["seo_title"] => string(87) "obrazovatiel-nyi-marshrut-kak-innovatsionnyi-podkhod-pri-vzaimodieistvii-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "254255"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447733877"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства