Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников"»
Статья:«Использование современных технологий в развитии творческих способностей дошкольников»
Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
(Джеймс Алан Гарднер)
Проблема становления творческой личности является одной из основных педагогических проблем, требующих глубокого исследования. Ее актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, потребностью общества в самостоятель-ных, ответственных, творческих личностях, способных к непрерывному повышению интеллектуального уровня, обладающих информационной культурой.
Применение современных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Для того, чтобы обеспечить потребность общества, и реализовать государственный стандарт дошкольного образования я применяю следующие современные педагогические технологии:
- Игровые технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологию проектной деятельности
- Технологию исследовательской деятельности
Игровая деятельность позволяет мне решать многие задачи такие как: ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игровой деятельности дает мне возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. В театрализованных играх я направляю на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитию творческих способностей и проявляется в том, что дети объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
Следующая технология на которой я бы хотела остановиться - здоровье сберегающая. Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у нас и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Используемые мной в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Мы все знаем, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Проектирование, одна из технологий обучения, которую я применяю в своей работе - это комплексная деятельность, которая позволяет мне выстраивать образовательный процесс в соответствии с ФГОС. В ходе реализации проектной деятельности осуществляю интеграцию образовательных областей, комбинирую разные виды деятельности, решаю образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, активно взаимодействую с семьями детей. Как же осуществляется мною работа по данному направлению? Я считаю, для того, чтобы у детей развивались способности к творческому мышлению, я постоянно создаю ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Она начинается с тренинговых занятий по развитию:
творческого мышления,
творческого воображения,
применения методов организации творческой деятельности.
Какие же виды заданий и упражнений я использую в своей работе?
Я предлагаю задания и упражнения, которые способствуют:
развитию умения видеть проблемы: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
умения задавать вопросы: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы; придумай вопросы, которые помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе;
умения классифицировать: задание «четвёртый лишний» (предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д); задачи на классификацию с явными ошибками.
умения наблюдать: рассматривание предмета, затем предлагаю детям закрыть глаза и прошу вспомнить и назвать все его детали.
Одним из важных факторов творческого развития детей – это создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. И чем раньше мы позаботимся о создании условий, для развития личности детей, тем благоприятней будет его развитие в целом.