Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема"»
Формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Это делает дошкольный возраст сензитивным для формирования правильных нравственных представлений.
Чтобы охарактеризовать процесс формирования нравственных представлений, нужно сначала раскрыть, что такое представление, на основе чего возникают представления у дошкольников, рассмотреть их особенности. И только после этого рассмотреть механизм и роль нравственных представленийв всестороннем развитии ребёнка.
Представления это возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда то воспринимал [14].
Исследований в области представлений в зарубежной и отечественной науке предостаточно, информацию можно найти в работах таких научных деятелей как Леонтьев А.Н, Рубинштейн С.Л., Игнатьев Е.И., Ананьев Б.Г, Спиркин А.Г и др.
Особенности представлений:
-представления являются образами предметов и явлений, сохранившимися в памяти человека в их отсутствии;
-представления не так ярки и отчётливы, чем восприятия;
- представления отличаются изменчивостью, в них легко изменяются цвет, форма, размеры;
-представления более обобщённые образы предметов, чем восприятия.
Представления являются одной из важных форм субъективного отражения объективного мира и являются переходной ступенью от конкретных образов к абстрактным понятиям, от ощущений к мышлению[44].
В процессе своего развития ребёнок накапливает представления, но они чаще всего не обобщаются и не имеют выражения в слове, бедны по объёму и содержанию, дети не соотносят информацию о предметах и понятий о них с конкретными представлениями. Мир представлений ребёнка может быть значительно обогащён и улучшен в процессе воспитания и обучения. Конкретные и точные представления не возникают сами собой, они развиваются только в процессе определённой деятельности [44, с.20].
В работах таких научных деятелей как Титаренко А.И, Братусь Б.С, Божович Л.И, Ухтомский А.А разработаны теоретические основы формирования нравственных представлений, как структурной единицы морального сознания. Нравственные представления дошкольников нельзя рассматривать как готовую сформировавшуюся систему нравственного сознания личности. В дошкольный период идёт ецеленаправленное формирование нравственных представлений.
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, представления принятые в обществе о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [5].
Нравственные представления – это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой [5].
На основе нравственных знаний, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые, в конечном счете, и определяют поведение человека. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспитанниками. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравственных представлений личности есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания.
Таким образом, мы видим, что в процессе нравственного воспитания у «истоков» стоят нравственные представления дошкольников, которые характеризуются тем, что у детей начинают формироваться первоначальные моральные суждения и оценки.
Тему перехода нравственных представлений и знаний в реальное нравственное поведение у дошкольников рассматривал в своих научных работах психолог Е.В. Субботской [45].
В отечественной психологии основа исследований нравственных представлений и их развития в онтогенезе была заложена методологическими принципами, разработанными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым.
Отечественный психолог Лидия Ильинична Божович рассматривала в своих трудах по психологии формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста[5].
Многие педагоги и психологи говорят о том, что возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением[24].
На формирование у ребенка нравственных представлений оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво.
У дошкольников чаще всего формируют представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым.
Изучение рассматриваемой проблемы связано с раскрытием функций нравственных представлений дошкольников:
- познавательно - ориентирующая функция позволяет получить много разнообразной новой информации, о каком- то предмете или явлении, для накопления опыта чувственного познания;
- коммуникативно- конструктивная функция позволяет выстраивать диалогические отношения в ситуациях общения на основе этических норм;
-регулирующая функция значительно влияет на характер и поведение поступков;
-саморазвивающаяся функция управляет своим развитием на основе соотнесения своих ценностей с нравственными нормами и образами духовного развития человека, поддерживает собственные сущностные силы.
Таким образом, формирование нравственных представлений дошкольника есть процесс усвоения переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального сознания. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Ребёнок с высоким уровнем сформированности нравственных представлений способен правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружбы, доброты, справедливости, сострадания, любви не являются пустым звуком. Ребёнок с таким пониманием не имеет проблем в общении с окружающими, устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию социальной среды. Процесс формирования нравственных представлений дошкольников определяет важную роль в развитии личности в целом.
Характеризуя процесс формирования нравственных представлений нельзя не остановиться на возрастных особенностях ребенка среднего дошкольного возраста.
В научной психолого-педагогической литературе возраст 4-5 лет характеризуется периодом интенсивного роста, развития, созревания всех основополагающих функций организма ребенка. Этот возраст называют «золотым возрастом», самым продуктивным периодом жизни дошкольника. Именно на этом этапе складываются многие познавательные способности и личностные особенности. В процессе развития он в значительно большей степени приближается к старшему возрасту и в меньшей сохраняет черты предшествующего младшего возраста.
Таким образом, возраст 4-5 лет характеризуется значительными изменениями как в психологических особенностях развития, так и в социальных. Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Главное на этом этапе - помочь ему справиться с возникшими проблемами в отношении со сверстниками, правильно сформировать свое отношение к окружающему миру, развить его способности. Важно, чтобы у детей накапливались нравственные понятия и нравственные представления о нравственных нормах» [31].
В среднем дошкольном возрасте нравственные представления расширяются, закрепляются и формируются в более сложные. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно [24].
Большую роль в формировании нравственных представлений играют взрослые, с более богатым социальным опытом. Отсутствие у детей нравственных представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает им контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Призывая детей поступать определенным образом, взрослые разъясняют на конкретном примере целесообразность и правильность такого поведения. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. Задача взрослого - определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна [7, с. 96].
Большую роль в формировании нравственных представлениях ребёнка играет семья. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность воспитателей ДОУ. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям [24].
Виноградова А.М. дает следующие методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей:
1. Методика формирования нравственных представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.
2. Целесообразно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.
3. Использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.
4. Педагог должен ставить перед детьми новые задачи, сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие нравственные понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.
5. Формированию нравственных представлений способствует общение детей в процессе деятельности (игры, труд, прогулка). Этические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Необходимо учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других [9, с. 11].
Процесс формирования нравственных представлений дошкольников предполагает выбор комплекса адекватных методов и эффективных средств воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике и др.).
При выборе методов формирования нравственных представлений необходимо учитывать следующие принципы:
- гуманный характер метода;
-реальность метода;
-подготовленность условий и средств метода;
-избирательность отбора метода;
-тактичность применения метода;
-планирование возможного результата воздействия метода;
- соответствие целям и задачам процесса формирования нравственных представлений дошкольников.
Учитывая разнообразные методы формирования нравственных представлений нельзя не остановиться на роли игры в данном процессе. Сюжетно - ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольника, влияет на главнейшие изменения в психологическом развитии ребёнка. Чтобы воспроизводить нравственные представления необходимо создавать специальные игровые ситуации. Организация игр с нравственным содержанием, многократное повторение которых ведёт за собой закрепление гуманных чувств и отношений. Желательно побуждать выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка в игре и сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется совместная игра. Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть, принять товарища в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником. Следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично. Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и желания других детей. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры –инсценировки, игры –сказки, сюжетно-ролевые игры.
Существенным влиянием на формирование нравственных представлений оказывают этические беседы. Беседа побуждает детей думать и говорить, позволяет понять личный социальный опыт ребёнка, выявить уровень знаний норм и правил поведения, для эффективного педагогического процесса.
Нравственные представления осуществляются с помощью художественных средств, к которым можно отнести: художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений и эффективна при формировании у детей нравственных представлений и воспитании чувств. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику [23].
Литература является незаменимым источником в формировании нравственных представлений дошкольников. По мнению Георгия Валентиновича Плеханова, российского философа, «литература всегда изображает жизнь общества, в котором личность уже достигла определенной степени воспитанности». Художественная литература побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт [39].
Нравственные представления на практике характеризуются, прежде всего, разнообразной деятельностью детей: игра, труд, учение, художественная деятельность, поэтому средством нравственных представлений является собственная деятельность детей и организованная педагогом [45].
На формирование нравственных представлений дошкольника влияют и средства массовой информации. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель. В настоящее время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за время и душу ребенка.
В формировании нравственных представлений играет значительную роль предметно-окружающая среда ребёнка, поэтому она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Эти требования нам диктует современный закон ФГОСДО. Вместе с этим окружающее пространство ребёнка должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить эмоциональное благополучие в непосредственном общении с каждым ребёнком, обеспечить свободный выбор детьми участников совместной деятельности, создать социальные ситуации развития детей для позитивных, доброжелательных отношений между сверстниками, принятия решения и выражения своих чувств и мыслей. [49;14]
Таким образом, оптимальными педагогическими условиями, формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста являются:
- единство целей и задач в процессе формирования нравственных представлений;
учёт возрастных особенностей, поддержка индивидуальности, инициативы;
- активное взаимодействие педагога с родителями, с непосредственным вовлечением их в образовательную деятельность;
-выбор адекватных методов, эффективных средств с учетом педагогических принципов;
- специально организованная деятельность педагогом;
- вариативность детской деятельности;
- приоритетная вариативность игровых форм ворганизация содержания интегрированной деятельности;
-создание развивающей предметно-пространственной среды, содержательно-насыщенной, вариативной и доступной и безопастной.