Просмотр содержимого документа
«Статья «Этапы развития игры у детей дошкольного возраста»»
«Этапы развития игры»
Этапы развития игры прокомментируем выдержками из ФГОС ДО.
раздел п.п. 2.7. гласит: - конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности -как сквозных механизмах развития ребенка):
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)
-непосредственное эмоциональное
общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная
активность и тактильно-двигательные игры; в раннем возрасте (1 год -3 года)
-предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами
- орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста (3 года -8 лет)
-ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно
-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
«Руководство игрой»
Условия успешного руководства игрой:
•Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
•Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт.
•Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами,
бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Педагогическое руководство играми детей
• Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка.
В игре ребенок исходит из своих непосредственных
потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить
играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.
•Без педагогического руководства игра может принести вред психическому и физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции
- это залог полноценного нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
•Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия
детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу.
Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения.
• Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре
находиться на уровне глаз ребенка.
Обратимся к ФГОС ДО к разделу
• Без педагогического руководства игра может принести вред психическому и физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность).
Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в
игре.
Положительные эмоции - это залог полноценного нервно
-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
•Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицание и запрещения.
• Педагог должен учитывать возможности ребенка,не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре
находиться на уровне глаз ребенка.
«Развивающая предметно-пространственная среда»
Что подразумевается под «развивающей предметно- пространственной средой» обратимся к ФГОС ДО к разделу
III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В этом разделе объясняется, что такое «развивающая предметно -пространственная среда», подробно описаны требования к среде, а так же рекомендации по ее оснащению и организации.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации группы, а также
территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее -участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития
.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно -пространственная среда должна обеспечивать:
•реализацию различных образовательных программ;
•в случае организации инклюзивного образования
-необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
•игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
•двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
•эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
•возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными
материалами.
2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
•возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т.д.;
•наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды
предполагает:
•наличие в Организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
•периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
•доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
•свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
•исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.