«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»
«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»
«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»
Социальная ситуация развития – сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя. Вне социальной среды ребенок развиваться не может – не может стать полноценной личностью.
Психологическое отделение ребенка от взрослого после кризиса трех лет создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития – ребенок уже не является центром своей семьи.
Социальная ситуация развития в дошкольном детстве (с 3 до 7 лет) – «ребенок – взрослый» (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец и т.д. Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.
В этот период через отношение с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает это мир в доступной для него игровой форме.
Таким образом, взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди.
Список литературы:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.
Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»»
«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»
Социальная ситуация развития – сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя. Вне социальной среды ребенок развиваться не может – не может стать полноценной личностью.
Психологическое отделение ребенка от взрослого после кризиса трех лет создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития – ребенок уже не является центром своей семьи.
Социальная ситуация развития в дошкольном детстве (с 3 до 7 лет) – «ребенок – взрослый» (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец и т.д. Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.
В этот период через отношение с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.
Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.
Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает это мир в доступной для него игровой форме.
Таким образом, взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди.
Список литературы:
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.
Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.