kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»

     Социальная ситуация развития – сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.                                                                                                                   

     Социальная среда –  это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя. Вне социальной среды ребенок развиваться не может –  не может стать полноценной личностью.

     Психологическое отделение ребенка от взрослого после кризиса трех лет создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития – ребенок  уже не является центром своей семьи.

     Социальная ситуация развития в дошкольном детстве (с 3 до 7 лет)  – «ребенок – взрослый» (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций,  т.е. водитель,  милиционер, продавец и  т.д. Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

     В этот период через отношение с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.

     Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту по­требность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитив­ным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающи­ми людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоцио­нальное расположение и готовность строить позитивные отношения.

      Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, –  феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии  «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает это мир в доступной для него игровой форме.

      Таким образом, взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди.

Список литературы:

  1. Абрамова,  Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.
  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. –  М.: Смысл, 2010. –360 с.
  3. Урунтаева,  Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия,   2011. – 336 с.
  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»»

«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»

Социальная ситуация развития – сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Социальная среда – это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя. Вне социальной среды ребенок развиваться не может – не может стать полноценной личностью.

Психологическое отделение ребенка от взрослого после кризиса трех лет создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития – ребенок уже не является центром своей семьи.

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве (с 3 до 7 лет) – «ребенок – взрослый» (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, продавец и т.д. Интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей.

В этот период через отношение с взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту по­требность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитив­ным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающи­ми людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоцио­нальное расположение и готовность строить позитивные отношения.

Классическая психологическая ситуация, складывающаяся в конце раннего детства, – феномен «Я сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Ребенок стремится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый». Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает это мир в доступной для него игровой форме.

Таким образом, взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди.

Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.

  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте»

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_sotsialnoi_kompetentnosti_detei_doshkolnogo_vozrasta_s_ispolzovanie"
    ["file_id"] => string(6) "584918"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1627566469"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Психологическая характеристика возрастных особенностей детей дошкольного возраста (6-7 лет) "
    ["seo_title"] => string(104) "psikhologhichieskaia-kharaktieristika-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-6-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "114361"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411463002"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Комплексно-тематическое планирование по социально-коммуникативному развитию (подготовительная группа) "
    ["seo_title"] => string(111) "komplieksno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-sotsial-no-kommunikativnomu-razvitiiu-podghotovitiel-naia-ghruppa"
    ["file_id"] => string(6) "156497"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421430255"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Статья " Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте""
    ["seo_title"] => string(63) "statia_psikhologicheskoe_razvitie_rebenka_v_doshkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "554738"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1594711447"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Семинар для воспитателей на тему "Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста " "
    ["seo_title"] => string(122) "sieminar-dlia-vospitatieliei-na-tiemu-formirovaniie-siuzhietno-rolievoi-ighry-u-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "133311"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416494647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства