Семинар для воспитателей на тему "Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста "
Семинар для воспитателей на тему "Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста "
Семинар для воспитателей.
Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста».
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре, как любимой форме игровой деятельности.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно-отображающей, впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
В возрасе от трех до пяти лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.
В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.
Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи, исполняя привлекательные роли мамы или папы, в качестве детей обычно выступают куклы. С обогащением представленений об окружающем мире в играх все чаще отоброжается профессиональная деятельность взрослых.
Усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:
- сначала замысел игры появляется по инциативе взрослого;
- далее – с помощью взрослого;
- в дальнейшем ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе.
Чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры – содержательно интересными, требуется серьезный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром.
В сюжетно-ролевой игре дети способны комбинировать различные события. Например, могут объединять реальные события, участниками которых были сами, и те, о которых слышали или видели по телевизору.
С целью обогащения содержания игр воспитатель решает следующие задачи в процессе руководства:
- Содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов.
- Побуждать детей отоброжать в играх различные действия взрослых.
- Способствовать тому, чтобы дети ставили разнообразные, взаимосвязанные, репродуктивные и инициативные игровые задачи.
При ознакомление с окружающим миром в центре внимания должен быть человек и выполняемые им действия, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Чтобы усилить желание исполнять разнообразные роли, нужно обращать внимание детей на личные качества человека, например, что он внимательный, заботливый, занимается нужным делом, помогает людям и т.п.
Наиболее эффективны непосредственные наблюдения, экскурсии, во время которых детей знакомят с трудом взрослых. В тех случаях, когда невозможно организовать непосредственное наблюдение, информацию об окружающем мире дошкольники получают из рассказов взрослых, во время чтений произведений художественной литературы, просмотра телепередач, рассматриване иллюстраций и др.
На появление игровых замыслов могут оказать влияние и игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире игровыми интересами детей. Знания об окружающем мире обогощаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплетованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Но, к сожалению, в практике это требование довольно часто игнорируется. Дети привыкают к однообразию игровых уголков, имеющиеся в них игрушки уже не способствуют появлению новых замыслов.
Не следует забывать о таком простом приеме в оснащение игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают.
Наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.
Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съемные панно-картины. Они могут натолкнуть на отображение в игре определенных событий, например, на фоне улицы города разворачиваются игры с транспортными игрушками.
Перед началом любой творческой игры ребенок обязательно входит в мнимую (воображаемую) ситуацию. Вспомним, как договариваются дети перед началом игры: «А давай, как будто…» - это и есть вхождение в мнимую ситуацию.
Возникшие замыслы и поставленные для их реализации игровые задачи в сюжетно-ролевой игре решаются постепенно усложняющимися игровыми способами отображения окружающего мира. Обогащение содержания игр требует и более разнообразного игрового материала. Играющие дети все чаще хотят использовать в играх такие предметы, аналогов которым среди игрушек нет. В этом случае приходит на помощь умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями, которое было сформировано на этапе сюжетно-отобразительной игры.
Дети овладели умением использовать разнообразные игровые действия с воображаемыми предметами. Они уместно включают их в игры, например, берут воображаемые ключи от машины, показывают воображаемые билеты, когда идут в театр и т.д.
По мере необходимости дети заменяют словом некоторые игровые действия или отсутствующие предметы, не проигрывая, а лишь проговаривая отдельные эпизоды.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры – принятие ребенком на себя роли. Принимая роль, ребенок ведет себя в игре в соответствии с правилами, диктуемыми этой ролью, ему нужно выразительно и содержательно говорить от лица персонажа, передавать характерные движения, жесты, мимику. В связи с этм ролевые способы решения задач включают ролевые действия и сопровождаемую их ролевую речь.
Сюжетно-ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнеру. Легче всего ребенку обратиться к игрушке-партнеру. Постепенно в игре появляются ролевые высказывания обращенные к воображаемому собеседнику, а затем к взрослому, сверстнику.
Следующим направлением в руководстве игрой является развитие взаимодействи в игре. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее сановится взаимодействие в игре со сверстниками, в ней обычно принимают участие 2-3 ребенка. Одним из условий взаимодействия является умение принять поставленную кем-то из детей игровую задачу. Умение детей договариваться о продолжение игры с учетом пожеланий каждого участника свидетельствует о её сформированности.
Игра предоставляет возможность ребенку в полной мере проявить самостоятельность, творчество. Воспитатель должен предоставлять детям возможность самостоятельно определять замысел игры, для его реализации ставить разнообразные игровые задачи. Развивать у детей самостоятельность и творчество в выборе разнообразных игровых замыслов, в постановке игровых задач для их реализации в игре. Поощрять детей самостоятельно выбирать разнообразные предметные и ролевые способы решения игровых задач, проявляя при этом творчество.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар для воспитателей на тему "Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста " »
Семинар для воспитателей.
Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста».
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре, как любимой форме игровой деятельности.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно-отображающей, впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
В возрасе от трех до пяти лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно-ролевой игры.
В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.
Дети с удовольствием отображают в своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи, исполняя привлекательные роли мамы или папы, в качестве детей обычно выступают куклы. С обогащением представленений об окружающем мире в играх все чаще отоброжается профессиональная деятельность взрослых.
Усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем:
- сначала замысел игры появляется по инциативе взрослого;
- далее – с помощью взрослого;
- в дальнейшем ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе.
Чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры – содержательно интересными, требуется серьезный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром.
В сюжетно-ролевой игре дети способны комбинировать различные события. Например, могут объединять реальные события, участниками которых были сами, и те, о которых слышали или видели по телевизору.
С целью обогащения содержания игр воспитатель решает следующие задачи в процессе руководства:
- Содействовать появлению у детей интересных игровых замыслов.
- Побуждать детей отоброжать в играх различные действия взрослых.
- Способствовать тому, чтобы дети ставили разнообразные, взаимосвязанные, репродуктивные и инициативные игровые задачи.
При ознакомление с окружающим миром в центре внимания должен быть человек и выполняемые им действия, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Чтобы усилить желание исполнять разнообразные роли, нужно обращать внимание детей на личные качества человека, например, что он внимательный, заботливый, занимается нужным делом, помогает людям и т.п.
Наиболее эффективны непосредственные наблюдения, экскурсии, во время которых детей знакомят с трудом взрослых. В тех случаях, когда невозможно организовать непосредственное наблюдение, информацию об окружающем мире дошкольники получают из рассказов взрослых, во время чтений произведений художественной литературы, просмотра телепередач, рассматриване иллюстраций и др.
На появление игровых замыслов могут оказать влияние и игрушки. Их тематическое разнообразие напрямую связано с имеющимися впечатлениями об окружающем мире игровыми интересами детей. Знания об окружающем мире обогощаются постепенно, в соответствии с этим постепенно расширяется набор образных игрушек. Следовательно, игровые уголки не должны быть укомплетованы одними и теми же игрушками с начала учебного года и до конца. Но, к сожалению, в практике это требование довольно часто игнорируется. Дети привыкают к однообразию игровых уголков, имеющиеся в них игрушки уже не способствуют появлению новых замыслов.
Не следует забывать о таком простом приеме в оснащение игровой среды, когда некоторые игрушки на время убирают, а потом снова возвращают.
Наряду с образными игрушками должен быть представлен обобщенный материал, прежде всего предметы-заместители. Их сочетание позволяет детям реализовать в игре самые смелые замыслы.
Вносят разнообразие в оформление и помогают в реализации замысла съемные панно-картины. Они могут натолкнуть на отображение в игре определенных событий, например, на фоне улицы города разворачиваются игры с транспортными игрушками.
Перед началом любой творческой игры ребенок обязательно входит в мнимую (воображаемую) ситуацию. Вспомним, как договариваются дети перед началом игры: «А давай, как будто…» - это и есть вхождение в мнимую ситуацию.
Возникшие замыслы и поставленные для их реализации игровые задачи в сюжетно-ролевой игре решаются постепенно усложняющимися игровыми способами отображения окружающего мира. Обогащение содержания игр требует и более разнообразного игрового материала. Играющие дети все чаще хотят использовать в играх такие предметы, аналогов которым среди игрушек нет. В этом случае приходит на помощь умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями, которое было сформировано на этапе сюжетно-отобразительной игры.
Дети овладели умением использовать разнообразные игровые действия с воображаемыми предметами. Они уместно включают их в игры, например, берут воображаемые ключи от машины, показывают воображаемые билеты, когда идут в театр и т.д.
По мере необходимости дети заменяют словом некоторые игровые действия или отсутствующие предметы, не проигрывая, а лишь проговаривая отдельные эпизоды.
Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры – принятие ребенком на себя роли. Принимая роль, ребенок ведет себя в игре в соответствии с правилами, диктуемыми этой ролью, ему нужно выразительно и содержательно говорить от лица персонажа, передавать характерные движения, жесты, мимику. В связи с этм ролевые способы решения задач включают ролевые действия и сопровождаемую их ролевую речь.
Сюжетно-ролевая игра предполагает сотрудничество с другими играющими, поэтому надо учить детей обращаться с ролевыми высказываниями к партнеру. Легче всего ребенку обратиться к игрушке-партнеру. Постепенно в игре появляются ролевые высказывания обращенные к воображаемому собеседнику, а затем к взрослому, сверстнику.
Следующим направлением в руководстве игрой является развитие взаимодействи в игре. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее сановится взаимодействие в игре со сверстниками, в ней обычно принимают участие 2-3 ребенка. Одним из условий взаимодействия является умение принять поставленную кем-то из детей игровую задачу. Умение детей договариваться о продолжение игры с учетом пожеланий каждого участника свидетельствует о её сформированности.
Игра предоставляет возможность ребенку в полной мере проявить самостоятельность, творчество. Воспитатель должен предоставлять детям возможность самостоятельно определять замысел игры, для его реализации ставить разнообразные игровые задачи. Развивать у детей самостоятельность и творчество в выборе разнообразных игровых замыслов, в постановке игровых задач для их реализации в игре. Поощрять детей самостоятельно выбирать разнообразные предметные и ролевые способы решения игровых задач, проявляя при этом творчество.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.