Месяц | Раздел | НОД | В режимных моментах | Программное содержание | |
сентябрь |
Уверенность в себе | Ты и твои родители (стр. 61 Князева, стр. 214, 248 Азбука) | | Помочь ребенку лучше понять свое внешнее сходство с родителями и отличие от них | |
Беседа: «На меня в обиде мама» («Азбука общения» стр. 297) |
|
| |
Каждый привлекателен по – своему (стр. 246 Азбука) |
Упражнение «Обезьянка» («Азбука общения» стр. 193) | Выяснить, как ребенок относится к своей внешности, помочь ему адекватно оценить себя, поддержать положительную самооценку; способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности | |
| | -
Фоторобот (Азбука стр. 61) | Д/И «Мы разные» («Азбука общения» стр. 247) |
Развивать воображение ребенка в изменении внешнего облика человека | |
| | -
-
Шляпы, одежда, грим. (стр. 65 Князева, стр. 368 Азбука) |
Этюд «Сильный ветер» («Азбука общения» стр. 196) |
Помочь детям понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью | |
октябрь | | -
Что ты хочешь носить? (Азбука стр. 66) |
Игра-драматизация «Наша Маша маленькая» («Азбука общения» стр. 188) |
Продолжать вместе с детьми определять их вкусы и предпочтения в одежде, сравнивать их со вкусами и предпочтениями других | |
| | -
Маски (Азбука стр. 95) |
«Правдивая история, похожая на сказку» («Философия для детей» стр. 43) |
Побуждать детей экспериментировать с помощью масок со своей внешностью | |
|
Чувства, желания, взгляды | Ты и другие в зеркале (Азбука стр. 62) |
«Чуткость и отзывчивость» «Три дерева» («Философия для детей» стр. 133) | Развивать представления о себе и своем отличии от других | |
| |
| | -
Плач, смех, испуг. (Азбука стр. 100) |
Упражнение «Знакомство» («Азбука общения» стр. 373) | Учить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины | |
| | -
Мимические признаки эмоций (стр.94 Князева, стр. 266 Азбука) |
Игра-состязание «Кто сильнее?» («Азбука общения» стр. 371) |
Продолжать учить детей распознавать различные эмоции по выражению лица | |
ноябрь | | -
Праздник (стр. 262 Азбука) |
П/И «Веселый танец» («Азбука общения» стр. 268) | Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере, развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих | |
| | -
Чувства и предпочтения |
Игры: «Чей голос?», Кто как разговаривает?» Этюд «Кот и сметана» |
Развивать у детей понимание того, что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями | |
| |
Сказочные герои и ты (стр. 289 Азбука) |
Этюд «Живая шляпа» | Учить детей распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом | |
| |
Несовпадение настроений |
Д/И «Настроение» («Азбука общения» стр. 183) |
Учить детей понимать настроения другого, принимать его позицию | |
декабрь | |
Что тебя огорчает Или почему ты радуешься |
Игра-драматизация «Спрятанная котлета» («Азбука общения» стр. 184) |
Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события | |
| |
Как называются эмоции |
Этюд «Два друга» по стихотворению Т. Волгиной («Азбука общения» стр. 257) |
Знакомить детей с названиями различных эмоциональных состояний | |
| | Конфликты между детьми Сказка «Лиса и журавль» (Азбука стр. 131) |
Беседа «Как тебя называют?» («Азбука общения» стр. 344) | Учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки | |
|
Социальные навыки | Рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» (Азбука стр. 131) |
«Язык жестов и движений» («Азбука общения» стр. 176) | Продолжать учить детей анализировать причины ссоры, помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их крайнего проявления – драки | |
| | |
| |
Не хочу быть плохим («Азбука общения» стр. 322) | |
Закреплять умения детей анализировать причины ссоры. | |
январь | |
Какие качества помогают дружбе. Чтение сказки «История о короткой дружбе» (стр. 94 Философия для детей, стр. 137 Князева, стр. 250 Азбука) |
Игра-драматизация рассказа «Три товарища» |
Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить анализировать с этих позиций себя и своих знакомых | |
| |
Внимательный, равнодушный Чтение сказки «Три дерева (стр. 134 Философия для детей) |
«Добрый поступок Вани» («Азбука общения» стр. 289) |
Обсудить с детьми качества «внимательность», «равнодушие» и их значение в межличностных отношениях | |
| |
Лживый, правдивый Чтение сказки «История про один обман» (стр. 141 Философия для детей») |
«Дворец врулей» («Философия для детей» стр. 141) |
Обсудить с детьми качества «лживость», «правдивость» и их значение в общении с окружающими | |
февраль | |
Смелый, трусливый (стр. 316 Азбука) |
«Последний зайчонок» («Философия для детей» стр. 184) |
Обсудить с детьми качества «смелость», «трусость» и их значение в общении с другими | |
| | Добрый, жадный Чтение сказки «Два брата» (стр. 157 Философия для детей», стр. 272, 289 Азбука) | «Про ненасытную Хапугу-Жадюгу» («Философия для детей» стр. 159) | Обсудить с детьми качества «доброта», «жадность», их роль в межличностном общении | |
| |
Порадуй своего друга (стр. 129 Азбука) |
Игра-упражнение «Передай другому» («Азбука общения» стр. 350) |
Учить детей позитивным способам общения со сверстниками; помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость | |
| |
Один и вместе с друзьями (стр. 137, стр. 251 Азбука) |
Беседа «С кем я хотел бы дружить?» («Азбука общения» стр. 373) |
Побеседовать с детьми об одиночестве, объяснить преимущества дружбы на примере коллективных игр | |
март | |
Давай познакомимся |
Упражнение «Знакомство» («Азбука общения» стр. 373) |
Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты | |
| |
Делаем вместе (Азбука стр. 139) |
П/И «Найди свою пару» («Азбука общения» стр. 377) |
Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться | |
| |
Дразнить, обижать (Азбука стр. 132) |
«Темное царство» («Философия для детей» стр. 226) |
Развивать добрые, теплые отношения между детьми | |
| |
Дразнить, обижать Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (Азбука стр. 135) |
Д/И «Умей извиняться» («Азбука общения» стр. 377) |
Развивать добрые, теплые отношения между детьми | |
апрель | |
О вредных привычках и о борьбе с ними (стр. 300, Азбука) |
«Портятся не сразу, а незаметно» («Философия для детей» стр. 252) |
Формировать у детей представления о плохих привычках. Учить детей преодолевать их | |
| | Чтение сказки «Просто так» (стр. 250 Философия для детей) | «Плохой пример заразителен» («Философия для детей» стр. 253) | |