Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии
Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии»
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии
2 слайд. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.
3 слайд. Система дошкольного образования по ФГОС «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».
Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
4 слайд. Я работаю с детьми с ОВЗ. Каждый ребёнок для меня хрупкий сосуд, с которым я обращаюсь очень бережно и с особой заботой и вниманием, чтобы не травмировать и не разрушить его индивидуальность и уникальность, а наоборот наполнить его теми положительными и полезными качествами, которые ему нужны ему на определённом этапе развития.
5 слайд. Д. И. Фельдштейн указывает на то что дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми и сверстниками.
Если ещё 2-3 десятилетия назад ребёнок развивался в условиях малого социума: семья, группа, ближайшее окружение, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста он находится в развёрнутом социальном, в том числе в новом знаниевом пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации из телевизора, интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей и педагогов.
Все эти особенности и изменения требуют обновления всей системы образования и поиске новых подходов в обучении и воспитании дошкольников.
6 слайд. Самой новой для меня и, на мой взгляд, самой актуальной формой эффективных технологий обучения является на сегодняшний день проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс - технологий.
Чем актуален этот метод : кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, взятой из жизни, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения воспитанников анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это обучение действием.
Кейс не предлагает воспитанникам проблему в открытом виде, а детям предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
В своей практике я использую разные виды кейсов, самые распространённые это
- анализ конкретных ситуаций, или кейс – стади;
- кейс - иллюстрации.
- фото – кейсы.
- ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование
7 слайд. Технологии кейс – стади.
Цель:
описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы
Пример: ситуация, произошедшая на прогулке.
Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения.
Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
8 слайд. Кейс-иллюстрация
Цель: разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Пример: ситуация на дороге.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.
9 слайд. Часто в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
В «фото – кейс»входит:
1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.
10 слайд. Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
• умение дошкольников принять на себя роль;
• умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
• ролевое взаимодействие.
11 слайд. Если в прошлом году мои ребята стеснялись, боялись общаться с взрослыми и сверстниками, боялись сказать лишнее слово, то в этом году они не только стали более общительными и открытыми, но и наша группа вышла на более высокий уровень общения. В этом году мы принимаем участие в совместном проекте с ДОУ «Алёнушка» из г. Наб. Челны республики Татарстан. В этом ДОУ дети с различными генетическими заболеваниями, ЗПР, с нарушениями речи и слуха. На начальном этапе знакомства, перед детьми была поставлена проблема, как интересно, доступно, ярко познакомить ребят из Татарстана со своей группой, детским садом и родным городом, его достопримечательностями. Педагогам ДОУ «Алёнушка» было предложено использовать технологию фото-кейс в форме мультимедиа, для того чтобы в доступной форме объяснить воспитанникам, что существуют дети с разными возможностями здоровья, но не смотря на трудности, они тоже умеют радоваться жизни, стремятся познавать всё новое и интересное. У нас даже получилось, в тесном сотрудничестве с родителями, смонтировать видеоролик, где каждый ребёнок смог рассказать об одной из достопримечательностей города (ВИДЕО). Проект расширяет свои рамки общения, мы не останавливаемся на месте. Мы вместе, с нами рядом наши родители, нас ждёт ещё много нового.
12 слайд. Подводя итог своего выступления,
могу с уверенностью сказать, что использование кейс-технологии в жизни нашей группы позволяют нам :
• Повышать мотивацию обучения
• Развивать интеллектуальные навыки
• Развить умственные, сенсорные и речевые способности.
•Развивать аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
• Формировать навыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
• практические умения
• социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение)
И хочется закончить своё выступление словами А. М. Макаренко «Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!
ДК 373.24 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ «РОЛЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
Современное дошкольное образование характеризуется повышением его качества в соответствии с чётко обозначенными целями и продуманными задача- ми. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.), определяя обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольных образовательных организациях, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относится формирование у детей социальных умений; усвоение культурных норм и ценностей; принятие социальных ролей, образцов поведения; освоение различных способов взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Формирование социальных умений – важная проблема, которая в психолого-педагогической литературе изучалась в контексте понятия «социализация». Разработкой теоретических аспектов проблемы социализации человека занимались Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.Д. Парыгин. Основным результатом эффективной социализации, по мнению данных авторов, является приобщение к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализации они предлагают использовать отношение человека к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта. Б.Д. Парыгин даёт следующее определение процессу социализации – это «вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» [11]. Автор делает акцент на личности, ее природной активности и подчёркивает, что в процессе усвоения социальных значений происходит изменение позиции личности от роли стороннего наблюдателя к деятельности, соответствующей социальному опыту. Г.М. Андреева же отмечает, что «социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей» [4]. Автор подчёркивает, что процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, социальных связей и отношений. Г.М. Андреева отмечает, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает определённую активность, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а его воспроизводство [4]. А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации. Основываясь на субъект-субъектном подходе, А.В. Мудрик трактует процесс «социализации» как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [8]. Несмотря на различную трактовку термина «социализация» совершенно очевидно, что авторы акцентируют внимание на качественные изменения, происходящие в процессе социализации. Такими качественными изменениями можно назвать вхождение в социальный мир, освоение социального опыта, усвоение социальных норм и правил, формирование набора определённых умений. Социализация предстаёт как творческий процесс включения личности дошкольника в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом, т.е. формирования определённых умений. Наиболее важным в процессе социализации личности является период дошкольного детства, так как имеет особую значимость для всего последующего развития человека. Именно поэтому в отечественной психологопедагогической науке ведется поиск эффективных условий становления социального опыта дошкольников. Многие исследователи в области отечественной детской психологии затрагивали эту проблему в связи с общим ходом развития ребенка [12, 13, 14]. Отечественные учёные В.Н. Белкина, М.И. Лисина, В.С. Мухина подчёркивают, что формирование социальных умений у ребёнка дошкольника происходит через общение и взаимодействие с окружающими его людьми. Именно в условиях общения со сверстниками и взрослыми ребенок постоянно сталкивается с необходимостью усваивать и применять на практике нормы поведения, выстраивать взаимоотношения в игровых и реальных ситуациях. В свою очередь наличие у детей определенного уровня социальной зрелости очень важно для процесса становления форм и средств детского сотрудничества. Сформированность социальных умений определяет ролевое поведение дошкольника, отражает степень его знакомства с правилами, регулирует его поведение в ситуациях общения и взаимодействия, и является одной из важнейших задач социально-личностного развития. Социальные умения помогают понять других людей и быть понятыми ими; устанавливать доброжелательные отношения, налаживать контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке. Педагоги и психологи рассматривают социальные умения как необходимое условие для достижения эмоционального комфорта. Именно поэтому ФГОС дошкольного образования определяет круг умений, которые относятся к социальной сфере развития ребёнка. ФГОС дошкольного образования констатирует, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен уметь проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других; уметь разрешать конфликты. К показателям успешного социального развития можно отнести и умение различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам. Целевые ориентиры направлены также на умение дошкольника следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстникам, умение соблюдать правила безопасного поведения. Специально организованный процесс по формированию у детей социальных умений можно рассматривать как один из компонентов социального воспитания и как одно из условий, необходимых для полноценной социализации ребенка. Эффективность данного процесса во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Изменения, происходящие в современном обществе и в системе современного образования, требуют от педагога поиска новых форм и методов для решения поставленных задач. В последние годы активным становится использование в практике дошкольного образования современных образовательных технологий. Наибольший интерес педагогов вызывает кейс технология, которая нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение. Кейс-технология – это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Главное предназначение данной технологии - развивать способность прорабатывать проблемы и находить их решение, научиться использовать уже имеющиеся знания [15, 16]. В рамках лаборатории «Современные образовательные технологии» под руководством доктора педагогических наук, профессора Тольяттинского государственного университета Ирины Викторовны Руденко было проведено экспериментальное исследование по адаптации кейс-технологии для работы с дошкольниками. На основе концептуальных положений использования кейс технологии в работе с дошкольниками (авторы: д.п.н., профессор Руденко И.В., педагоги - Гончарова И.Г., Кривошеева О.В., Лаврикова О.А.) творческим коллективом детского сада № 184 «Жигулёнок» разработана и внедрена в образовательный процесс кейс-технология «ролевое проектирование». Цель данной технологии в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией проблемную ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Важной особенностью данного метода является ролевое взаимодействие. Ролевая игра – способ расширения социального опыта дошкольников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению. Основное отличие кейс-технологии «ролевое проектирование» в том, что дошкольникам выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой предписано, как вести свою роль, какой характер изображать, какие интересы отстаивать. Особое внимание при использовании кейс технологии «ролевое проектирование» уделено рефлексии – процессу, который предполагает возможность для дошкольников оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией. По окончании игрового взаимодействия у детей может появиться потребность поспорить о происходившем, проиграть ситуацию заново. Рефлексия устраняет негативное после игровое действие, осуществляет логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом — как к детям. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем. Рефлексия даёт возможность детям развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу, позволяет закрепить социальные умения, при необходимости исправить ошибки [6]. Реализация задач по внедрению кейс-технологии в образовательный процесс детского сада связана с формированием педагога, способного работать творчески. Именно поэтому, первоначально была определена цель данной работы - организация в дошкольном учреждении системы по внедрению в образовательный процесс ДОО новой инновационной кейс-технологии – «ролевое проектирование». Для реализации данной цели поставлены следующие задачи: 1. Формирование мотивационной готовности у участников творческой группы к разработке и апробации новой технологии. 2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности. 3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОО. Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый. На подготовительном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблем- но-ориентированный анализ образовательной деятельности. Кроме этого, выявляются проблемы, происходит поиск их причин и пути их решения. Используются такие формы работы как заседания творческой группы, работа круглого стола, изучение документации, консультации, семинары и т.д. Основной этап - систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий под- ход, разрабатываются методические рекомендации по внедрению кейс-технологии в образовательный процесс ДОО. На данном этапе наиболее эффективны взаимопосещения и взаимопросмотры, мастер-класс, практические занятия, видеозаписи, стажировочные площадки. Итоговый этап – это подведение итогов и анализ работы за определённый период, определение дальнейших целей и задач, путей их реализации. Педагоги принимают участие в конференциях разного уровня, представляют свой опыт работы в печати, организуют презентации на уровне дошкольной организации, города, региона. Деятельность педагогов в рамках инновационной деятельности направлена на формирование и совершенствование их профессиональных компетентностей [17-23] и позволяет не только познакомить педагогов с технологией, но и способствует её успешной реализации в работе с дошкольниками.
Особое внимание в настоящее время уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников. Эта проблема остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Современные дети дошкольного возраста часто сталкиваются с трудностями в формулировании своей мысли, в ответе на поставленный вопрос или в его задавании, в установлении контакта, как с взрослыми, так и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. В соответствии с ФГОС (п.2.6), дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
В дошкольном образовании достаточно накоплен опыт работы по данной теме:
—
Степень научной разработанности проблемы, значимость и актуальность проблемы общения подчеркивает тот факт, что ее исследованием занимались многие ученые: Божович Л.И., Венгер Л.А., Давыдова В.В., Горецкий В.Т., Кравцова Е.Е., Запорожец А.В. и др. Теоретические основы коммуникативного развития дошкольников содержаться в фундаментальных исследованиях: Леонтьева А. Н., Рубинштейна C. JI., Кагана М. С., Эльконина Д. Б., А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.
Но, как показывает практика, анализ опыта практических работ дошкольного учреждения и по периодической печати в области формирования коммуникативных навыков у дошкольников существуют определенные трудности:
Влияние семьи (неблагополучная атмосфера в семье);
Застенчивый ребенок;
Ребенок – интроверт;
Низкий уровень речевого развития;
Недостаток организационных условий;
Погружение детей гаджетами;
Недостаточность учебных материалов в системе.
Однако при достаточном полном теоретическом обосновании, этот вопрос не получил еще глубокого практического осмысления педагогами дошкольного учреждения, поэтому возникает противоречие: между достаточном теоретическом обосновании проблемы и не глубоким практическим осмыслением, а следовательно, недостаточным использованием кейс – технологий в работе педагогов дошкольников. Данное противоречие актуализирует тему моей итоговой работы: «Кейс – технология, как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и апробировать на практике, как кейс – технология помогает формировать коммуникативные навыки старших дошкольников.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.
Дать характеристику кейс – технология. Проанализировать их влияние на коммуникативное развитие.
3.Описать опыт работы, используя кейс – технологию, для формирования коммуникативных навыков.
4.Сформулировать обобщающие выводы и определить перспективы работы по данной проблеме.
Теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
Психологические основы общения были разработаны в исследованиях А.Б.Добровича, Е.Н. Ильина, А.А.Леонтьева, М.И.Лисиной, А.Г. Рузской и др. Педагогические основы общения нашли свое отражение в работах А.А. Бодалева, В.А.Кан-Калика, А.Т.Курбановой, Ф.М. Рахматулиной и др. Л.С. Выгодским было выдвинуто положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка, в котором он неоднократно подчеркивал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений перенесенных внутрь, и ставших функциями личности, и формами ее структуры. В его исследовательских работах намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок–ребенок» и «ребенок– взрослый» в психическом развитии детей. М.И.Лисина отмечает, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. В своем исследовании она выделяет три этапа в развитии речи ребенка: первый этап – довербальный, когда ребенок еще не говорит и не понимает обращенную к нему речь, но у него формируются предпосылки для вербального общения; второй этап – этап начальной вербальной коммуникации, когда ребенок понимает и начинает произносить простые высказывания: формируется своеобразный «каркас» коммуникативных отношений с окружающими; третий этап – этап развернутой вербальной коммуникации. Точность понимания смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст понять о том, как он раскрыл значение полученной информации.
Несмотря на то, что вербальная коммуникация является такой формой, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном и доступном для исследования виде, знаковая система включает не только естественные и искусственные языки типа шифровок, или же языка глухих, но и мимику, жесты, интонацию и др. Жесты и мимика являются основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, а отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей с бедностью жестовой речи. И.А.Кумовой проводились исследования, связанные с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни в которых обращается внимание на то, что понятие «коммуникативная культура ребенка» – это личностное качество, включающее потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; вербальные и невербальные способы передачи ценной информации собеседнику; эмоциональнопозитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации; способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации.
В период от рождения до семи лет последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативноличностная. Важнейшее значение имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития». Очень важна постоянная поддержка взрослого, так как без нее развитие коммуникативного общения детей с окружающими людьми имеет возможность сильно замедлиться или даже прекратиться вообще.
Исследования Е.О. Смирновой, Р.И. Терещук, В.М.Холмогоровой показали, что примерно к четырем годам для ребенка сверстник становится более предпочитаемым партнером пообщению, чем взрослый. Коммуникативноеобщение со сверстником имеетряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов.
Развитие коммуникативногообщения ребенка 4–7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, котороеосновано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. Главная коммуникативная потребность-потребность в соучастии сверстника, котороевыражается в параллельных действиях детей. На втором этапе (4–6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе появляется другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстников. На третьем этапе (6 –7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми.
Общаясь со сверстником, ребенок может стать равноправным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. Хотелось бы отметить, что сказанное еще не раскрывает природу потребности ребенка в коммуникативном общении со сверстниками, оно только позволяет отделить те случаи, когда у него такая потребность имеется, от всех остальных, когда ее нет. Мы полагаем, что здесь можно воспользоваться логикой рассуждения «от продукта». Согласно этой логике, потребность, побуждающую к деятельности, следует идентифицировать на основе конечного результата, с достижением которого деятельность завершается и прекращается.
Таким конечным пунктом коммуникативного общения объективно является построение аффективно-когнитивного образа другого человека, партнера пообщению, и самого себя. А.Г.Самохвалова отмечает,что ребенок не имеющий разностороннегоопыта коммуникативногообщения со сверстниками, выпадает из детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Таким образом, активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении детей требует ориентации педагогического процесса на их основные потребности, удовлетворение которых становится базовой основой для формирования желания вступить во взаимодействие с окружающими, то есть в коммуникативное общение.
Кейс – технология: сущность понятия; виды кейсов; особенности кейсов; значение в развитие детей.
Понятие «кейс-технология» определяется специалистами как интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
«Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:
метод игрового проектирования — процесс создания или совершенствования объектов.
метод проигрывания ролей (инсценировки) — предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки.
дебрифинг — достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
метод инцидентов — поиск информации для принятия решения самим слушателем.
групповая дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами.
метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает.
метод ситуационного упражнения (задачи)- предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Разновидности кейс-технологии:
— Кейс-ситуации — это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;
— кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;
— фото-кейс — это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Кейс должен удовлетворять ряду требований:
-соответствовать четко сформулированной цели создания;
-иллюстрировать ряд аспектов;
-быть актуальным;
-способствовать развитию аналитического мышления;
-иметь разные вариации решения;
-располагать соответствующим уровням трудности;
-приводить к дискуссии.
Происхождение и сущность технологии.
Case study – специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. «Родиной» данного метода являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета.
Метод получил название кейс-метод или кейс-технология (обучение на примере конкретных случаев).
Сущность этого способа обучения заключается в том, что обучающимся предлагается конкретная ситуация (case), которая обсуждается на занятиях и служит основой для дальнейшего обсуждения и принятия обоснованного решения.
Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты:
Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
Вариативность. Эта технология предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Опыт работы по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников, через использование кейс – технологии.
Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
Безусловно, для решения этих проблем нужна большая системная работа. Но я хочу остановиться на кейс – технологии.
Кейс-технология, или метод case study, была выбрана мною для изучения как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников.
Кейс- технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс- технологии как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
Цель: создание условий для развития у детей способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить пути их решения.
Задачи:
Создать условия для развития у детей: аналитического, творческого мышления; способности работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т.е. находить решение конкретной проблемы);
2.Использовать приобретенные направления в процессе решения кейса-знания и навыки в жизненных ситуациях;
3.Способствовать формированию у детей навыка коммуникативного взаимодействия.
Заключение
В данной работе рассмотрены основные аспекты кейс — технологии: история его появления, характеристика и возможности применения в обучении.
Таким образом, технология кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе.
В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся кейс-технологии.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.
Как показывает практика, дети охотно включаются в кейс – технологии, с удовольствием проигрывают роли, создают ситуацию и оценивают поступки. Так же любят дискуссировать по разным проблемным вопросам. Им нравятся кейс-ситуации, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Кейс-иллюстрации, которые мы активно используем для рассмотрения проблемной ситуации, дает нам анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Фото-кейс. Дети охотно анализируют проблему и принимают оптимальное решение проблемы.
На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс- технологии я вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Таким образом, применение фото-кейс — технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Дети моей группы отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, общительностью, социально – игровой активностью.
По моему мнению, применение кейс-технологии, как способ формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников, как нельзя более точно соответствует вышеизложенным принципам.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ:
Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в процессе реализации Кейс-технологий
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является развитие у детей коммуникативных навыков. Вместе с тем, педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети в дошкольном возрасте обнаруживают серьёзные затруднения в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Одна из причин подобного рода затруднений – подверженность современных детей впитыванию в себя большого объёма информации, которую они не успевают обработать в своей голове, разложить всё по полочкам и спокойно объяснить; а также чрезмерное увлечение интерактивными источниками информации, в том числе насыщенными неприветливой и агрессивной лексикой. Подобная ситуация приводит к возникновению у детей таких проблем как: неумение по собственной инициативе обратиться к другому человеку; отсутствие умений поддержать и развивать установившийся контакт; неумение адекватно реагировать на просьбы и поручения, выражать свои чувства и мысли – всё это может привести к возникновению конфликтных ситуаций, изрядно подрывающих дисциплину внутри детского коллектива.
Современная практика дошкольного образования предполагает активное внедрение инновационных педагогических технологий. Одной из таких технологий являются Кейс-технологии (слайд 1).
Историческая справка (слайд 2): происхождение термина: casus (от латинского) – запутанный необычный случай, ситуация; case (от английского) – портфель, чемоданчик; возникновение метода кейса относят к началу XX века (страна США, сфера деятельности – бизнес, экономика, позднее – образование), в России данная технология стала внедряться в начале 90-х годов, в сфере образования – с 2000 г., в дошкольном образовании – последние 3-4 года (период активного внедрения ФГОС ДО).
Кейс-технологии(слайды 3, 4) – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы изучения, анализа ситуаций или ситуационных задач.
Кейс-технологии – это интерактивные технологии для краткосрочного обучения на основе рассмотрения и анализа реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование представлений, новых качеств и практических умений.
Кейс-технологии – это способ коллективного обучения детей, где им предоставляется возможность взаимно обменяться информацией, попробовать самостоятельноувидеть и решить проблему или найти выход из представленной ситуации (в т. ч. на основе анализа и синтеза информации).
В основе Кейс-технологий лежит системно-деятельностный и компетентностный подход, что способствует становлению самостоятельности воспитанников, продуктивности их мышления и субъектности, формирующих в итоге культуру познания, применения правил, отношений, суждений в области той действительности, в которой и был разработан кейс. Кейс-технологии позволяют воспитанникам приблизиться к реальной жизненной практике, развивают у них способность прорабатывать различные проблемы и ситуации, самостоятельно находя варианты их решения (слайды 5, 6).
Существует множество видов Кейсов; в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется использование Кейсов практических, среди которых (слайд 7):
I. Кейсы-инциденты – это группа Кейсов, представляющая ребёнку уже свершившееся или готовящееся произойти событие:
-Фото-кейсы (вариант: медиа-, видео-кейсы), Кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку с ситуацией, требующей анализа и разрешения;
-Кейсы-драматизации – иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;
-Кейсы-мультфильмы, Кейсы-литературные произведения – детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий. Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.
II. Кейсы-вариации и догадки – эта группа Кейсов применяется для того, чтобы ребёнок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами:
-Кейсы-опорные картинки или серии картинок – воспринимая, ребёнок осознаёт причинно-следственные связи, строит варианты развития событий;
-Кейсы-предметные картинки-демонстраторы – побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны;
-Кейсы-наоборот – дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребёнка, со словами, которые были сказаны взрослым, и на этой основе предполагают, что не так сделал ребёнок.
-Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого (детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать своё мнение).
При работе с Кейсами, не зависимо от выбранного вида, целесообразно применение следующих методов работы с детьми: метод игрового проектирования, создания или совершенствования объектов; метод проигрывания ролей; групповая / подгрупповая дискуссия; метод информационного лабиринта; метод ситуативного анализа и др.
Методика организации работы с Кейсами:
На первой встрече педагог презентует детям Кейс, рассказывает, что это – игра, в которую будем играть все вместе, т. е. коллективно, при этом у каждого будет возможность высказать своё мнение (примерно, как в телевизионной игре «Что? Где? Когда?» – команда активно обсуждает решение проблемы или задачи, а отвечает один игрок – тот, кому поручат); можно придумать «микрофон» для оглашения решения.
Реализация Кейс-технологии предполагает поэтапный характер (слайд 8). Организовывать детей на работу по Кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. Каждый этап можно символически обозначить специальной меткой (например, смайлик). Метка-символ позволяет детям видеть ритм Кейса, предполагать последующие этапы и не торопиться, перескакивая с этапа на этап.
Первый этап – этап предъявления педагогом содержимого Кейса, показа иллюстрационного материала, зачитывания текста, подачи вводного рассказа и т. д., привлечения детей в зависимости от типа Кейса. Самое главное – это погружение ребёнка в проблемное поле, при этом вопрос, который педагог ставит перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы (например, «что не правильно делает ребёнок?», «что случилось с ребёнком, почему он расстроен / обижен / огорчён?» и т. д.).
Второй этап – этап анализа, выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «почему это могло случиться?», «почему так произошло?» и т. д. Педагог поощряет многообразие версий, высказываний (важно: на данном этапе не должно быть непринятых и однозначно ошибочных вариантов; всё объясняется, аргументируется и, тем самым, подтверждается или опровергается). Обсуждение ведётся коллективно (можно установить временные рамки, например, песочные часы; отвечающий – один).
Третий этап – этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Педагог задаёт вопросы типа «как правильно поступить в этой ситуации?»; здесь же педагог уточняет, что нужно изменить / предпринять / сделать, чтобы решить проблему либо предотвратить её возникновение.
Четвёртый этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило (например, правило поведения в группе, нормативное правило для игры и т. д.), которым могли бы воспользоваться и другие дети. На этом же этапе происходит оценка работы детей по Кейсу со стороны педагога и, если это возможно, самооценка работы по проблемной практической ситуации. Все правила, которые создают дети, рекомендуется записывать в специальную детскую «копилку» (тогда в группе создаётся альбом, свод правил группы и т. д., к которому дети могут обратиться самостоятельно в свободной деятельности).
Практическое задание (Фото-кейс) – слайды 9, 10.
Цель / практическая значимость: развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
воспитание ответственности, самоорганизованности и дисциплины; привитие навыков поддержания порядка в группе, умения формулировать и выполнять правила группы:
Описание: «Сегодня днём я зашла в среднюю группу, детей в группе не было – все они ушли гулять на улицу, ведь было время прогулки. На ковре посреди группы я увидела очень много ярких красивых игрушек». Вопрос: «Как вы думаете, я обрадовалась или огорчилась тому, что увидела?».
Размышления над поставленным вопросом (обрадовалась или нет? и, если огорчилась, то почему? приятно ли вошедшему видеть разбросанные игрушки к чему приведёт небрежное отношение к игрушкам? и т. д.).
Варианты исправления и предотвращения данной ситуации (каждый сам убирает за собой игрушки, назначается ответственный или дежурный и т. д., как можно обратиться к ребёнку с просьбой, убрать игрушки?).
Придумывание картинки-символа, суть которого в том, «Каждой игрушке – свой домик» (его можно вывешивать каждый раз по окончанию игры).
Опубликовано 30.11.18 в 08:51
Кейс-стади «Разговор по телефону».
Цель:
— закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета;
— формирование культуры общения;
— воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
— Юру позовите.
— Юры нет дома. А с кем я говорю?
— Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
— Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
— Почему?
— Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
— О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
— Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация «Нужно ли быть вежливым?».
Цель: воспитание чувства уважения к старшим через обсуждение конкретной ситуации.
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию и предлагает детям обсудить, что же произошло. Задача педагога подвести детей к выводу, что вежливое обращение с окружающими – это залог хороших отношений, настроения и здоровья.
В «фото-кейс» входит: — фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему; — текст к кейсу, который описывает совокупность событий; — задание – правильно поставленный вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Мальчик не ест суп».
Цель: создать мотивацию необходимости кушать первое блюдо.
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только один мальчик сидел над тарелкой и не ел суп. Почему мальчик не ест суп? Чем полезен суп? Как бы ты поступил на его месте?
Ролевое проектирование – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта дошкольников посредством проигрывания заданных ролей.
Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.
Важной особенностью данной технологии является:
— умение дошкольников принять на себя роль;
— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
— ролевое взаимодействие.
Этапы кейс-технологии и деятельность детей в процессе ролевого проектирования.
Кейс-ролевое (игровое) проектирование основано на проектной деятельности, с которой мы уже знакомы. В данном случае группу детей можно разделить на мини-группы для выполнения проекта. Диапазон использования метода игрового проектирования огромен, так как может включать в себя проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Игровой проект «Кока-кола: за и против».
Данный проект долгосрочный и включает в себя несколько этапов:
Подготовительный – рассмотрение и постановка проблемы. На данном этапе воспитанникам предлагается изучить состав кока-колы, влияние ингредиентов на организм человека, выдвинуть гипотезы и наметить пути их проверки.
Основной этап – дети с помощью педагога проводят эксперименты. Как часто вы употребляете кока-колу? Здесь детям предлагается самостоятельно провести опрос. Совместно с детьми решается – кто будет интервьюировать и кого (взрослых или детей). Молочный зуб растворяется в кока-коле за 12 часов — совместно с детьми решаете, как можно это проверить (с помощью яйца). Старую монету можно очистить с помощью кока-колы — совместно с детьми решаете, как можно это проверить. На данном этапе педагогу отводится второстепенная роль. Он только предлагает проблему, а пути ее решения должны вырабатываться группой детей. Именно так будет реализована кейс-технология.
В процессе освоения кейс-технологий дети: — учатся получать необходимую информацию в общении; — развивают умение соотносить свои устремления с интересами других; — учатся доказывать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; — развивают умение принимать помощь.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Кейс-технологии формируют коммуникативные навыки: — происходит формирование у детей навыков работы в команде; — умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; — развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; — обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; — дети учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед воспитателем встала, можно сказать, главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически.
Одним словом, воспитателю необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов.
Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
*
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
• Как вы думаете, как поступит Витя?
• Какой разговор возможен с мамой?
• Что Витя скажет ребятам?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
* У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
*
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
- что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
• Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
• Как бы вы поступили в данной ситуации?
Нами были подобраны и апробированные пакет кейсов по
формированию социально – коммуникативного развития старших
вежливых слов, говорить так, чтобы собеседнику было приятно;
-развивать умение детей потребность использования речевых формул в
повседневной жизни;
-упражнять воспитанников в использовании этикетных формул в
зависимости от ситуации.
*** У Коли сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с
друзьями завтра покататься. Что делать? «Надо просить папу Петю», -
подумал Коля и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы уставший.
- О пап, привет! Отремонтируй, мне велик, хорошо? – крикнул Коля,
поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Коле? Почему вы так думаете?
• Вежливо ли обратился Коля к папе? Как вы думаете, какие ошибки он
допустил?
• Что Коля в своей просьбе не сказал?
• А вы как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои
варианты разговора с вашим папой.
Кейс 6. «Прощение, или учимся извиняться»
Задачи:
-развивать умение детей соблюдать нормы употребления слов,
говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны
собеседника;
-развивать умение детей использовать речевые формулы в
повседневной жизни.
***
Весь вечер Юля рисовала картину. Она очень старалась, потому что
хотела подарить рисунок бабушке. Закончив рисовать, Юля оставила работу
на столе, чтобы высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Юра:
- Привет, Юль! – громко сказал он и бросил на стол машинку.
- Там же мой рисунок! – крикнула Юля и бросилась к столу.
- Этот, что ли? – спросил Юра и дернул за уголок бумаги, который
виднелся из-под машинки. Уголок оторвался.
- Что ты наделал, Юра! – дрожащим голосом спросила Юля и убрала
машину со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз побежали слезы.
Вопросы:
• Как Юра объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Юлю?
• Какие вы думаете, какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
• Как вы думаете, как бы вы поступили в данной ситуации?
Примеры кейсов
Кейс-Прогнозирование
Направлен на:
Умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию;
Умение строить логические и обоснованные прогнозы, в т. ч. с помощью элементарных естественно-научных представлений;
Умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности;
Развитие критичного мышления, умение включаться в коллективное решение сложных задач.
Кому адресован:
Дети среднего и старшего дошкольного возраста
Ситуация:
Одна девочка очень любила бабочек. Она любовалась ими в книгах, на картинках. С нетерпением ждала весны, чтобы как можно раньше заметить их пробуждение. Девочка узнавала о бабочках все самое-самое интересное и очень любила их рисовать. Однажды зимой она размечталась: «Как было бы здорово, если бы было вечно лето, и все-все бабочки мира оказались тут, у нас в саду!».
Момент проблемного включения детей
Представьте себе, что желание девочки сбылись. Будет ли это здорово?
Комментарии
Педагог по ходу рассказа использует возможный тон, чтобы мнение детей разделились. Пофантазировав с детьми о том, как это с здорово и красиво, воспитатель побуждает серьезно задуматься о последствиях и опасности такой ситуации.
Кейс-неоднозначная ситуация
Направлен на:
Проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;
Способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.
Кому адресован:
Дети старшего дошкольного возраста
Ситуация:
Воспитатель демонстрирует детям мультипликационный фильм «Винни Пух и день забот» (авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук). Особое внимание уделяют фрагменту, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…
Момент проблемного включения детей
Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?
Комментарии
Цель воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, глубинный характер проблемы.
В данном случае важно не только прочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.
Воспитатель показывает детям видеоролик, фотоизображение (или реальное действие) птиц, нахохлившихся на морозе.
Момент проблемного включения детей
Почему, распушивши перья на морозе, птицы согреваются? Она же так все тепло выпустит! Может, нужно, наоборот, - перья прижать, чтобы теплее было?
Комментарии
Основная задача воспитателя не сформировать стереотип «нахохлилась, чтобы согреться…». Важно заострить внимание детей на парадоксе явлений, чтобы их личный опыт пошел «вразрез» с действительностью.
Кейс-диспут
Направлен на:
Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
Способность вести конструктивный диалог;
Умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Кому адресован:
Дети старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация:
Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д.Тухманова). После это воспитатель предлагает подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент проблемного включения детей
Педагог предлагает детям игру «Прокурор и адвокат». Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь.
Например: «Я обвиняю дождь за то, что мокрый, холодный, не дает гулять, простужает…» и «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы и ….»
Комментарии
Основная задача воспитателя сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в т. ч. и фантастические.
Кейс с добавлением проблемной ситуации
Направлен на:
Умение воспитанников аргументированно отстаивать свое мнение;
Предлагать различные варианты решений в обстоятельствах форс-мажор;
Способность вести конструктивный диалог;
Способность выбирать наиболее актуальные решения.
Кому адресован:
Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы.
Ситуация:
Однажды девочка Нина собралась пойти с бабушкой в магазин. Они подошли к этому очень ответственно. Бабушка проверила, каких продуктов не хватает, составила список продуктов и попросила Нину взять его с собой, положить в рюкзак. Они долго шли до большого магазина, а когда оказались у прилавка, обнаружили, что бабушка забыла очки и прочитать список не может.
Момент проблемного включения детей
Что дальше делать в такой ситуации?
Комментарии
Задача воспитателя: чтобы дети предложили более двух решений. На каждый ответ воспитанников он ставит новый «барьер». Например:
- Надо попросить продавца прочитать! – отвечают дети.
-Продавец не в настроении и не хочет помогать, - возражает воспитатель.
- Может, Нина прочтет?
- Нина не умеет еще читать.
Как вариант, можно предложить детям самим придумать друг для друга новые трудные обстоятельства.