Формировать четкое отличие психологического здоровья от психического здоровья человека;
Создать условия для получения педагогами знаний специфики психологического здоровья ребенка.
Ход выступления:
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Василий Александрович Сухомлинский.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.
Что такое здоровье?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
От чего же зависит здоровье человека? Статистика утверждает, что:
17%-20% от наследственных факторов
17%-20% от условий внешней среды, т. е. экологии
8%-10% от деятельности системы здравоохранения
45%-50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Давайте сейчас немного отдохнем и сыграем в игру: «Закончи пословицу о здоровье»:
Чистота – ….. (залог здоровья)
Здоровье дороже …… (богатства)
Чисто жить – ….. (здоровым быть)
Если хочешь быть здоров – … (закаляйся)
Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)
В здоровом теле – … (здоровый дух)
Здоровье за деньги …. (не купишь)
Береги платье снову, …. (а здоровье смолоду).
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
Содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма;
Повышение умственной и физической работоспособности;
Формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость);
Формирование правильной осанки;
Обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения;
Воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать);
Формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями.
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
медико-профuлактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей.
Медико-профилактические технологии.
Технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.
Компоненты:
Организация мониторинга здоровья дошкольников
Организация и контроль питания детей
Организация профилактических мероприятий в детском саду
Закаливание и физическое развитие дошкольников
Организация контроля и помощь в обеспечений требований СанПиНов
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Технологии, направленные на развитие физических качеств и двигательной активности детей, приобщение детей к здоровому образу жизни.
Компоненты:
Пальчиковая гимнастика
Утренняя гимнастика
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Бодрящая гимнастика
Динамическая гимнастика
Динамическая пауза
Массаж и самомассаж
Профилактика плоскостопии и формирование правильной осанки
Двигательные оздоровительные физминутки
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Спортивные развлечения и праздники
Подвижные и спортивные игры,
Физическая культура
Все эти компоненты хорошо знакомы педагогам и используются в работе с дошкольниками.
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Технологии, обеспечивающие эмоциональный комфорт и хорошее психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Реализацией данных технологий занимается психолог, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
Компоненты:
- Психогимнастика,
- песочная терапия,
- элементы музыкотерапии,
- свето- и цветотерапии,
- арт-терапии,
- сказкотерапия,
- релаксация.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов ДОУ
Технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов в том числе культуры профессионального здоровья, развития потребностей здорового образа жизни.
Валеологическое просвещение родителей
Валеологическое просвещение - это процесс, который направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, родителей, педагогов, его осуществление связано с изменением отношения к здоровью родителей, ребенка, педагогического коллектива; это инновационный процесс, охватывающий весь коллектив, его осуществление связано с перестройкой в сознании всех участников педагогического процесса.
• Папки-передвижки
• Круглые столы по вопросам
• Беседы
• Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии)
• Практические показы (практикум)
• Личный пример педагога
Существуют золотые правила здоровьесбережения, соблюдение которых поможет сохранить здоровье себе и своим детям.
1. Соблюдайте режим дня.
2. Обращайте больше внимания на питание
3. Больше двигайтесь
4. Спите в прохладной комнате
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
7. Гоните прочь уныние и хандру.
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.