Просмотр содержимого документа
««Возможности дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО»»
«Возможности дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад из опыта работы МБДОУ д/с №32 представила старший воспитатель Жукова Н.Г.
Актуальность
Сегодня как никогда актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть мы, педагоги, все мы несем ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Здоровый человек имеет гармоничное физическое и умственное развитие, быстро адаптируется к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, при этом у него отсутствуют какие-либо болезненные изменения в организме. Субъективно здоровье ощущается чувством общего благополучия, радости жизни, высокой работоспособности.
Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны
«Здоровье детей – это главное достижение нации, критерий духовного, политического социально-экономического развития общества». Она регламентируется и обеспечивается такими нормативными документами:
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Закона РФ «Об образовании», ст.51. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» п.1.6, п. 2.6.
На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155). Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых красной нитью выделена задача: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в том числе и здоровьесберегающих. Это требует от педагогов – дошкольников широты эрудиции, мобильности и активности, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.
С введением ФГОС ДО образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим.
Стратегия организации работы педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.
Цель: обеспечить снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей в период пребывания в ДОУ, сформировать потребность в здоровом образе жизни у детей и взрослых (сотрудников ДОУ и родителей)
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Задачи :
Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного учреждения, ориентированный на сохранение и укрепление здоровья.
Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития здоровье сберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своём здоровье.
Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через вовлечение родителей в совместную деятельность, а так же организацию консультативной помощи по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Наш детский сад имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры: в детском саду работают квалифицированные педагоги, постоянно повышающие свою профессиональную компетентность;
Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые оздоровительные технологии, коллектив скорректировал «Программу оздоровления детей». Она включает: модель образовательного и методического процессов, систему работы с родителями по здоровьесбережению, паспорт социального партнёрства.
В группах детского сада реализуются следующие оздоровительные технологии: сохранение и стимулирование здоровья (А. С. Галанов), обучение ЗОЖ и культуре здоровья, обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук, Т. В. Кудрявцев), игровой стретчинг (Е. В. Сулим), музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская), «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.), занятия на тренажёрах (Рунова М. А.) и др.
Педагоги постоянно нацелены на поиск оптимального двигательного здоровьесберегающего режима для детей, на сохранение собственного здоровья в условиях постоянно меняющего темпа и ритма педагогической деятельности. Одним из эффективных методов для профессионального роста педагогов и поиска инновационных форм работы является интерактивная форма обмена опытом по здоровьесбережению детей на различных семинарах, фестивалях, мастер - классах.
Педагоги и специалисты детского сада являются активными слушателями вебинаров, которые организует «ИРО» Краснодарского края; участниками межсетевого взаимодействия по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста в сети Internet на сайтах:
• Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/),
• Всероссийский интернет педсовет (http://14.pedsovet.org/),
• Центр профессиональных инноваций (http://cvsoci.ru/) и др.
В своей работе с детьми, педагоги ориентируются на следующие принципы:
• личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;
• систематичность;
• последовательность;
• доступность;
• постепенность;
Нашими опытными педагогами создана сбалансированная развивающая среда, которая основана с учётом особенностей, возможностей, функций и программного содержания здоровьесберегающего пространства всех участников образовательного процесса.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
- инфраструктура детского сада (кабинеты специалистов, музыкальный зал, спортивная площадка, оборудованные участки на улице),
- здоровьесберегающая предметно – развивающая среда в группах,
- образовательно – методическая среда,
- здоровьесберегающее пространство для родителей
Предметно – пространственная среда каждой группы оборудована таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности , формирования у них культуры здоровья. Наличие современного оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности. Физическое воспитание в дошкольном учреждении организовано таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, а так же приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
В нашей ДОО используются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
· валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (к сожалению, с января 2015 года в ДОО нет медсестры и воспитателям приходится брать на себя некоторые обязанности медсестры).
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
Беседы по валеологии;
Спортивные праздники, развлечения и досуги;
Недели здоровья, акции;
Прогулки-походы.
Разнообразные виды гимнастик (утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, динамическая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика
Массаж и самомассаж
Профилактика плоскостопии и формирование правильной осанки
Двигательные оздоровительные физминутки
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Подвижные и спортивные игры
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Все педагоги несомненно опираются на следующие высокоэффективные принципы:
Вывод: Применение в работе нашей ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, нормализации их социально-адаптивной сферы
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования, в условиях здоровье сберегающего сопровождения.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
Анисимова М. В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2014;
Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система : модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013;
Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй».
Интернет-ресурсы:
1.http:// nsportal.ru ( Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар « Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
3. http://pedmir.ru/ ( занятие по валеологии ) Масагутова И. З.