Просмотр содержимого документа
««Сказки- шумелки» на музыкальных занятиях.»
«Сказки- шумелки» на музыкальных занятиях.
Музыкальный руководитель: Жесткова И.Р.
В настоящее время актуальны проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Сказки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. В процессе работы с детьми дошкольного возраста я увидела, что музыкально - шумовые инструменты для детей — всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием на них играют. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, формирования умения передать чувства, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности. Поэтому я считаю, что эта тема очень интересна.
Работая в нашем детском саду я прежде всего, как педагог ставила основной целью - воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждаю детей к творчеству.
Задачи: 1) создавать условия для свободного экспериментирования детьми дошкольного возраста со звуком; 2) развивать музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, лада, темпа, слуха), тактильных ощущений у детей дошкольного возраста; 3) расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами; 4) вовлекать дошкольников в разнообразные виды художественно – эстетической деятельности для изготовления музыкально-шумовых инструментов с помощью различных средств и материалов; 5) поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных инструментах.
Одним из методов в решении этого вопроса является рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов.
Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию. Детей, которые не любят, когда им рассказывают сказки, не бывает. Главное – как преподнести, ведь дети – это хорошие критики.
Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей, пробудить интерес при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать. В работе с детьми я использую Сказки-шумелки – это одно из направлений программы раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых (отец и дочь) и является первоначальным этапом обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
«Сказки-шумелки» если вы откроете ФГОС, то прочтете. Полностью удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду.
Сказки-шумелки – это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития речи и внимания у детей дошкольного возраста. Такие сказки дети очень любят, ведь малыши сами участвуют в процессе их создания. «Шумовое» сопровождение не требует особых музыкальных навыков. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на шумовых инструментах.
Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также музыкальный слух, ритм, память. Звучащие сказки – это одновременно и восприятие художественной литературы, и музыкальная деятельность, и игровая, и коммуникативная. Отличительной особенностью этой работы является творческое озвучивание сказок. Перед занятием нужно предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить его звучание. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, такую, чтобы, и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на душу ребенка. Взрослому важно выучить сказку, чтобы ее можно было рассказать наизусть. Рассказывая сказку, не нужно торопиться, игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. На первом месте должна быть история, а не звуковые эффекты. Рассказывать необходимо с выражением и эмоционально.
Уже на втором или третьем занятии, видны результаты. Скованные и робкие дети чувствуют себя уверенно, становятся смелее. Выступление перед друзьями для них уже не является барьером. Напротив, почувствовав свою значимость, они становятся смелее, появляется уважение к самому себе. Воспитанники легко запоминают несложные фразы. И через некоторое время историю могут рассказывать сами дети. Ребята становятся общительными, у них появляются новые друзья, что в свою очередь делает их раскрепощенными . Такую сказку легко придумать самим. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием используют сказки-шумелки в самостоятельной деятельности. Ребята разыгрывают такие сказки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории.
В процессе работы стало заметно, что дети научились сотрудничать друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе.
Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
Совместное музицирование и театрализованная деятельность формирует навыки общения между детьми.
Развивается речь и внимание, умение слушать и слышать, как взрослого, так и сверстников.
Ребёнок реализует свои представления, образы в звуковом оформлении сказки, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
Звукоподражание на шумовых музыкальных инструментах с различными оттенками и тембрами способствует развитию воображения, слуха и памяти.