Просмотр содержимого документа
«Сказка и развивающие игры В. Воскобовича»
Сказки и развивающие игры В. Воскобовича
6 апреля отмечается День русской народной сказки — праздник, который чествует одну из самых ярких форм народного творчества.
Этот день был учрежден в 2004 году Федеральным агентством по делам культуры и кино России в честь 200-летия первого издания первого сборника русских народных сказок, собранных и опубликованных историком Александром Николаевичем Афанасьевым.
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название «басень» - от слова «баять», «говорить») - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.
В начале истории о появлении нового жанра стоят скоморохи. С помощью сказок они веселили царей перед сном. Потом произведения распространились в народе, их рассказывали поначалу мужчины, а потом и женщины. Даже императрица Екатерина II сама написала две сказки «О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее» для своих внуков.
Первый сборник народных сказок создал историк Александр Николаевич Афанасьев в конце 18 века. Его работа включает в себя не только русские, украинские и белорусские, но и мировые произведения. Историк первым собрал такое большое количество фольклорных сказок в один сборник. В него входят такие произведения, как «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка», «Алеша Попович», «Баба - Яга», «Лиса и журавль», «Морозко» и другие.
В 19 веке народные сказки появились и в школьных учебниках.
Позже сказания стали также авторским достоянием. Они послужили стимулом для развития сказок, как литературного жанра.
Русская народная сказка - это сокровище народной мудрости.
- Почему же мы любим, читать и слушать сказки?
- Чему учит нас сказка?
- Зачем детям нужно читать сказки?
- Как сказка может развивать эмоционально-личностную и интеллектуальную сферы у ребёнка?
- Что общего между сказкой и развивающими играми В. Воскобовича?
На эти и многие другие вопросы мы с ребятами отвечаем на кружке "Умные игры в добрых сказках"
Основной смысл занятий - не только познакомить детей с содержанием сказки, но и формировать личностное отношение к категориям духовности и нравственности на доступном их возрасту уровне, помочь реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к семейным и духовным ценностям.
Сочетание трех основных технологий составляет основу системы занятий и направлено на развитие ребенка как личности:
1. Развивающие игры. Выкладывание героя, образа, предмета по сюжету с помощью игр В. Воскобовича способствуют "проживанию" сказки, осмыслению и выражению эмоций к происходящему.
2. Сказкотерапия. Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в воспитании здорового образа жизни, восхвалении увлечений и способов, помогающих сохранить силы и здоровье, в формировании системы ценностей, заложенных в народной культуре. Любая сказка - это путь приобщения ребенка к опыту всего народа, то есть социализация. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма и более сложные социально-нравственные чувства: чувство любви к Родине, интернациональные чувства, чувство уважения к взрослым, гуманизм по отношению к природе.
Рассказывая и познавая сказку былину, помогая герою с помощью развивающих игр, дети получают первые представления о нравственных качествах: справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д.
3. Инновационные методы и технологии. Использование мультимедийной установки способствует развитию эмоционального восприятия сказки: знакомит с прекрасными иллюстрациями отечественных художников, а также классическими музыкальными произведениями, которые звучат во время выполнения детьми заданий.
"Важно помнить, что сказка - это не способ организовать досуг ребенка.
Сказка - это приглашение к тонкому диалогу о Жизни. И взрослому необходимо быть к этому готовым".