Коррекционно-развивающее занятие
«Путешествие по лесной поляне»
с детьми с интеллектуальными нарушениями
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича
и логические блоки Дьенеша.
Образовательные задачи:
- Создать ситуацию для развития логического и творческого мышления.
- Способствовать развитию конструктивных умений собирать объёмную фигуры.
- Воспитывать настойчивость, целеустремленность, умение слушать психолога и сверстников, работать сообща.
Развивающие задачи:
-Развивать процессы внимания, воображения.
-Поощрять к высказыванию, активизировать речь.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
-Вовлекать детей в совместную деятельность.
-Стимулировать активность, вырабатывать умение соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
Материалы:
Мягкие модули, блоки Дьенеша, таблицы для классификации блоков с условными обозначениями, прозрачные квадраты Воскобовича, «Фонарики. Эталоны формы» схематические изображения малыша Гео, пчелки Жужжи и Лопушка, музыкальное сопровождение.
.Содержание
I этап: Организационный момент:
Психолог: (звучит музыка). Ребята я приглашаю вас в сказку. А сказку ведут две дороги: одна прямая и легкая, но она дает мало волшебной силы, вторая длинная и трудная, но по ней нельзя идти, можно только прыгать, но она дает много волшебной силы. (Легкая дорога - по скакалке, трудная - по мягким модулям).
А теперь мы оказались в лесу. Здесь нас ждут разные приключения. Будьте внимательны в пути. Нам нужно помочь белочке.
Игра 1. «Дупло белочки» Маленькие Логики 2 (Блоки Дьенеша)
- Ребенок из полного набора логических блоков Дьенеша выбирает все квадратные ( самостоятельно или с помощью).
- Выкладывает дупло белочки, чередуя большие и маленькие квадратные блоки.
Усложнение
- Выложите квадратные блоки, чередуя по цвету: красный, синий, желтый, красный…( и в другой последовательности).
В гости пришел Лопушок. Кто это? Какой он по характеру добрый или злой?
В гости к белочке прилетела пчела Жужжа. Как она жужжит? Как она машет крылышками? Покажите- ка скорее?
Игра 2. «Веселые Каркуши»
- Ребенок из полного набора блоков Дьенеша выбирает все синие блоки.
- Выкладывает маленькую Каркушу из синих блоков.
- Выкладывает большую Каркушу из синих больших блоков.
Усложнение
Самостоятельно составить Каркушу на столе (а не на игровом поле), опираясь на образец.
Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
Игра 3. «Фонарики. Эталоны формы» (Приложение 1)
Знакомим ребенка с формой, цветом размером. Затем просим найти все квадратные фонарики, все маленькие фонарики, какого они цвета.
- Сколько всего фонариков? Каких больше? Какой формы? и т.д
Иногда в свете фонариков появляются забавные фигурки.
Попробуйте сложить их из элементов. Затем складывайте фигуры по схемам. (человек, домик, птица). Придумывайте фигуры самостоятельно.
Игра 2 «Найди две ошибки» (Приложение 2)
Игра 3 «Найди три ошибки»
Цель: Закрепить умение выделять два свойства (форма - размер, форма - цвет), используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам и выявлять ошибки.
Краткий сценарий.
- В новый дом поселились жильцы по определенным признакам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?
На стр. 7 это и
На стр. 8 это , и
Игра 4. «Олимпийские игры или кто лишний» (Приложение 3)
Цель: Научить детей группировать объекты по определенным признакам, находить ошибки при группировке.
Краткий сценарий.
Однажды, на Олимпийских играх в честь юбилея Льва животные разделились на две команды и члены каждой команды получили особые отличительные знаки. Так в команде больших зверей все стали носить на шеях круглые медальоны, команда маленьких животных – медальоны получила треугольные.
В команде рыбок все игроки должны иметь треугольные, большие, красные хвосты; а все бабочки – большие и на крылышках у каждой по 6 черных горошин.
Психолог предлагает детям найти на картинках кто лишний и объяснить почему. Подобрать «командные» знаки-символы к каждому рисунку.
На рис.1 – львенок, на рис.2 – лев, на рис.3 – 3 рыбки: одна с желтым хвостом, вторая – с квадратным, третья – с маленьким красным; на рис. 4 – 2 бабочки: первая большая, но с четырьмя горошинами, вторая бабочка – маленькая).
Игра 5. «Прозрачный квадрат»
ЦЕЛЬ: составлять одну фигуру из нескольких. Закрепить пространственные отношения, величину, соотношения целого и части. Совершенствовать интеллект, формировать речевую деятельность, развивать творческие способности.
МАТЕРИАЛ: Сказочные персонажи Фиолетового леса: Незримка Всюсь, Ворон Метр, игра В.В. Воскобовича «Прозрачный квадрат», альбом фигурок, сказка «Нетающие Льдинки Озера Айс»,
Содержание
1. Психолог: Если долго-долго идти по Фиолетовому лесу в сторону Высоких гор, то на пути непременно встретится Озеро Айс. Хранитель Озера - Главный Незримка Фиолетового леса. Когда-то давным-давно под Оранжевый крик Красного зверя, под Зеленый свист Желтой птицы, под Синий шепот Голубой рыбы появились на озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал только Хранитель Озера, которого никто из филонцев никогда не видел. Ходила молва, что с помощью волшебной силы Льдинок он превращался в кого угодно - и в дракона, и в рыбу, и даже в самолет. Немудрено, что все филонцы Мечтали получить Льдинку Хранителя Озера. Как вы думаете, удастся ли нам получить Льдинку Хранителя Озера?
2. Незримка Всюсь предлагает поиграть: «Загадки мои отгадаете, меня обыграете-Льдинки ваши».
Психолог от имени Хранителя Озера дает детям задания.
1. Выложить точно такой же ряд из четырех пластинок. Объяснить, почему пластинка с квадратом лишняя? Чем она отличается от всех остальных? (Квадрат лишний, отличается по форме). (Рис. 1).
Построить из пластинок точно такой же ряд. Найти лишнюю пластинку и доказать свою правоту. (Рис. 2).
По этому рисунку составить ряд 3 из пластинок. Объяснить, что объединяет пластинки. Назвать их одним словом (прямоугольники). (Рис. 3).
Выложить точно такой же ряд, найти закономерность и продолжить его. Найти, чем отличаются пластинки друг от друга. (Рис. 4).
Посмотреть на рисунок и положить перед собой такие же пластинки. Какие из них нужно наложить друг на друга, чтобы получились две одинаковые геометрические фигуры? (Рис. 5).
Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат? (из равных треугольников). Придумать и сложить свой квадрат из двух равных частей. (Рис. 6).
У тебя уже есть квадрат из двух частей, больших треугольников. А теперь нужно сложить квадрат их трех фигур, например, таких, как на рисунке. (Рис. 7).
Сложить квадрат из четырех одинаковых частей, например, таких, как на рисунке. (Рис. 8).
Физкультминутка «На водопой»
Жарким днем лесной тропой (дети спокойно идут друг за другом)
Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно передвигаются вперед)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамой-белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой - косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Повернувшись лицом в круг, делают движения языком - «лакают»)
-Сложите фигурки по схемам из альбома («Альбом фигурок»).
Итог:
Психолог: Ребята, вы молодцы! Вы славно потрудились, можете отдыхать. Спасибо за работу на занятии!