Просмотр содержимого документа
«« Система подготовки педагогов к конкурсам педагогического мастерства как фактор обеспечения качества образования»»
Доклад на тему:
« Система подготовки педагогов к конкурсам педагогического мастерства как фактор обеспечения качества образования»
Подготовила старший воспитатель: МКОУ «СОШ» с.п. Камлюко
Канкулова М.Л.
Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
А. С. Макаренко
Прошедший учебный год был очень насыщенным и имел сильную эмоциональную нагрузку: мы первый раз принимали участие в конкурсе "Воспитатель года - 2016", проходившем сначала на муниципальном уровне, а потом и на региональном. В конкурсе участвовала воспитатель средней группы Хашхожева Раиса Мухажировна с 32 –летним стажем работы. Раиса Мухажировна –опытный педагог, можно сказать, «Воспитатель» с большой буквы. В этом учебном году 6 воспитанников -выпускников Раисы Мухажировны окончили школу с золотой медалью. Это говорит о ее высоком профессионализме.
Как подготовиться к участию в конкурсе? На этот вопрос у воспитателя, как будущего участника, часто нет ответа. А между тем именно знания о том, как оформить документы, написать эссе, составить план конкурсного занятия и о многом другом, для него просто неоценимы.
Наша страна богата талантливыми людьми. И вот уже много лет проходят профессиональные испытания, на которых происходят уникальные события: с каждым разом все больше профессионалов могут заявить о себе во всеуслышание; появляются свежие идеи, доселе неизвестные, а иногда известные, но представленные как-то совсем иначе, творчески; простые «работники образования», сумев по-новому пообщаться друг с другом и с уже сложившимися знатоками дела, стремительно растут в своем видении занятия окружающей действительности.
Основные положения конкурса четкие и ясные. Но, исходя из опыта участия в конкурсном движении, обнаруживается, что педагогам требуется знать больше о том, каковы внутренние течения конкурса, как можно представить свой профессиональный и творческий потенциал, чтобы он был хорошо виден другим, как донести свои идеи до понимания окружающих.
Это большие и многоаспектные вопросы, на которые трудно - или даже вообще невозможно ответить просто и однозначно. Ученые и философы уже много лет работают над этими и другими подобными вопросами, создавая элементы ответов в многотомных трудах. Между тем ответить достаточно удовлетворительно можно только самому себе, ознакомившись с этими трудами, составив собственное впечатление.
Тем не менее, есть несколько позиций, которые, полагаю, смогут в чем-то помочь воспитателям при подготовке к участию в профессиональном конкурсе «Воспитатель года».
С чего лучше всего начать воспитателю подготовку к конкурсу? С анализа собственного педагогического опыта. Что уже удалось сделать за годы работы в профессии? Что довелось узнать и понять в это время, а также, может быть, до работы в области педагогики? Многие идеи, пришедшие косвенно, а не только в процессе учебы или подготовки к занятиям, имеют достаточный потенциал, чтобы быть эффективно использованными в профессиональной деятельности. Эти позиции, идеи, подходы, заметки, даже маленькие мысли следует записать (или зарисовать, изобразить схематически).
Важно при этом помнить, на основе каких элементов строится методика ведения любых занятий: цели обучения, задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, средства обучения (дидактические), результаты учебной деятельности.
Цели обучения задаются государственными стандартами, федеральными образовательными программами; цели обучения традиционно представляют в виде триединства обучающих, развивающих и воспитывающих компонентов. Задачи - «ступеньки» для достижения поставленной цели – воспитатель может сформулировать самостоятельно (разрабатывая авторский курс) или воспользоваться уже готовыми. Содержание обучения воспитатель, как правило, подбирает сам, опираясь на требования государственных стандартов; и уже на стадии подбора содержания могут проявляться элементы педагогического творчества. Формы и методы обучения фактически изучены, и особенностью конкретного курса может стать интересный и эффективный их подбор для достижения учебных целей. Дидактические средства обучения - широкое поле для проявления креативности, находчивости, неординарности воспитателя (и его воспитанников); они могут быть выражены в совершенно различных формах и видах, в том числе нематериальных. Различные подходы к организации учебной деятельности приводят к различным педагогическим результатам, как позитивным, так и негативным; необходимо грамотно и адекватно анализировать полученные результаты для корректировки деятельности впоследствии.
Очень важный момент - изучение передового педагогического опыта. Он может быть выражен в различных формах, источниках. Самое простое - это читать газеты, педагогические издания, открыть книги, написанные известными педагогами как нашего времени, так и прошлого. Можно воспользоваться ресурсами сети «Интернет», хотя следует заметить, информация там объемна и многогранна, но в то же время хаотична и разрозненна, так что придется потратить на такую работу достаточно продолжительное время. Тем не менее, сейчас в России известны несколько сайтов, посвященных педагогической тематике (разработки занятий, планы, пособия).
Для лучшего осознания своего опыта и изучения чужого полезно поговорить с другими педагогами, особенно общественно признанными, заслуженными специалистами. Следует обратиться в другие образовательные учреждения: присутствовать на открытых занятиях и мастер-классах, семинарах и, конечно, курсах повышения квалификации, получая полезные сведения в концентрированном виде.
В процессе ознакомления с работой коллег и после этого наступает стадия переосмысления своего опыта, который образно можно представить как некий фильтр, сито, отделяющее важное, полезное от малозначительного - «шелухи».
В процессе такого отсева рождаются полезные мысли, находки, происходит преломление внешних приемов и стереотипов к своей теории и практике преподавания. Такие мысли лучше записывать, так как они могут постепенно трансформироваться, иногда уводя далеко от основной цели. В процессе написания (следует заметить, что порой даже затруднительно подобрать подходящие к возникающим образам слова) происходит формулирование элементов новой педагогической идеи, совокупности взглядов, концепции.
Когда некоторые свежие идеи родились и были записаны, имеет смысл приступить к самой волнующей и продолжительной по временным затратам стадии апробации идеи - через серию экспериментов, с привлечением различных педагогических технологий, приемов, подходов. Подготовить новое занятие, продумав его от начала до конца сразу, непросто, ведь для достижения наиболее интересных, эффектных и эффективных результатов требуется поэкспериментировать различными приемами, методами, формами, способами передачи учебного материала. Всегда нужно иметь несколько вариантов для экстремальных случаев. Когда живое занятие проводится в незнакомой группе, нужно всегда быть готовым к любым ситуациям.
В результате продолжительной деятельности можно прийти к решению - определению наиболее удачного, близкого, оптимального варианта занятия. Часто при этом педагогу приходится вновь обращаться к источникам педагогического опыта - читать, беседовать, посещать курсы и семинары, чтобы лучше почувствовать смысл принятой или сотворенной самостоятельно технологии, стать более уверенным в своей педагогической идее.
Новую идею обязательно надо «проверить на прочность», подкрепить (или опровергнуть) вескими доводами со стороны авторитетных экспертов. В этой роли могут выступить коллеги, представители школьной администрации, другие специалисты, род деятельности которых связан с преподаванием. При этом они должны быть максимально объективны, непредвзяты по отношению к воспитателю; им следует вникнуть в методику занятия в контексте сформулированной вами педагогической идеи, концепции. Надо помнить, что в этом случае следует критиковать не разработчика, а именно подход, идею, структуру и содержание нового занятия. Возможно, что после этого мероприятия придется вновь что-то изменить в элементах занятия, а может быть, следует критически отнестись к самой критике и настаивать на своем. Это воспитатель сможет решить по сложившейся обстановке только сам - как творец идеи.
И когда уверенность педагога в своих силах, в ясности идеи, в эффективности и результативности занятия укрепится и достигнет переломного момента, только тогда можно уже выходить на публичное представление через конкурсные мероприятия.
Следует особо подчеркнуть, что, выходя на профессиональный конкурс, нужно настроить себя на готовность:
к адекватному восприятию критики;
к нестандартным импровизационным заданиям;
к тому, чтобы быть настойчивым и доказательным в предъявлении своего мнения, концепции;
к настраиванию на позицию «Я знаю, как решать проблему».
По ходу конкурсных испытаний воспитателю приходится неоднократно анализировать свою деятельность, возвращаться мыслями к тому, какие цели он преследует, каких результатов хочет достичь; соответствуют ли выбранные пути, способы, методы, технологии поставленным целям и задачам; и даже нужно ли все это вообще кому-либо? Конечно, нужно. Ведь, как говорят, «под лежачий камень вода не течет...» Чтобы мир развивался, изменялся к лучшему, необходимо постоянно делать соответствующие попытки, нужно самим стремиться к лучшему и увлекать за собой других. В этом направлении неизменно будут присутствовать как удачи, так и неудачи. И успехи, и ошибки повлекут новую творческую мысль, а общение и целенаправленное взаимодействие коллег, взаимопомощь выведут на нужную дорогу. Главное, чтобы дети, общаясь с воспитателем на его занятиях, находили для себя что-то важное, ценное, запоминающееся. В этом, собственно говоря, и заложена одна из основных миссий воспитателя.
На муниципальном уровне мы стали победителем и приняли участие на региональном конкурсе «Воспитатель года - 2016»
В конкурсе приняли участие 16 педагогов. Сам по себе конкурс был необычным и интересным. В торжественно украшенном зале собрались гости и участники конкурса, жюри. Воспитателям, которым предстояло пройти все этапы конкурса, были сказаны напутственные слова. Концерт, подготовленный педагогами и детьми, зарядил всех позитивом.
Первый тур конкурса включал в себя два задания: «Творческая презентация», «Педагогическое мероприятие с детьми».
Конкурсанты представили интересные проекты, которые имели значимость для дошкольного образования.
Первый этап – «Творческая презентация». Конкурсанты раскрыли методическую и практическую значимость заявленной темы, представили интересные проекты.
Темой нашего проекта было «Бисероплетение». Данный проект ориентирован для нас решением одной главной проблемы – отсутствие использования приемов бисероплетения в разделах художественного труда в комплексных программах дошкольного образования. Раиса Мухажировна рассказала об актуальности данной темы, о лечебном эффекте и о роли бисероплетения. Своим проектом она смогла убедить жюри, что бисероплетение необходимо внедрить в программу раздела художественного труда.
По итогам первого тура мы оказались на третьем месте.
Второй этап – «Педагогическое мероприятие с детьми». Здесь каждый педагог имел возможность основательно подготовиться, так как это было домашнее задание. Конкурсанты тщательно подбирали методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста, а также могли выбрать то направление, которое, по их мнению, они могут представить достойно. Жюри оценивало конкурсантов по определенным критериям. Отслеживалась методическая компетентность, умение педагога свободно вести диалог с детьми и удерживать их интерес на протяжении всей работы, организация взаимодействия с детьми и заинтересовать совершенно незнакомых детей к данному творчеству. И, конечно же, оригинальность организации и выбора содержания открытого просмотра.
К данному занятию мы подготовились тщательно. Провели занятие у себя в средней группе. Тема была подобрана по возрасту. Подготовили для каждого воспитанника костюмы. Использовали разные пособия. Дети с большим интересом выполняли задания. На занятии были использованы: презентация, стихотворение, веселые физминутки. К сожалению, мы не уложились во времени, а там строгий регламент по всем этапам конкурса.
Мы не попали в финал, но узнали много нового и интересного, познакомились с разными методами ведения занятий.
Чтобы был результат, должна быть выработана следующая система подготовки к конкурсам:
Нужно рационально использовать время.
Быть готовым к любым ситуациям на занятии
Подготовить несколько вариантов занятий.
Быть готовым к импровизации, которая может быть реализована только при наличии творческого решения возникшей проблемы.
5. Уметь глубоко и точно анализировать проведенное занятие.
6. Рефлексировать деятельность в целом, причем не столько с позиции «получилось – не получилось», сколько с позиции «как я это сделаю в следующий раз для достижения большего эффекта».
Этот конкурс для нас многое значит. В следующий раз мы можем уже исправить свои ошибки и добавить новое из увиденных занятий. А это значит, что мероприятие было ярким и грандиозным!
Будущим участникам «Воспитатель года» хочется пожелать, чтобы участие в конкурсе стало для них лишь одной из ступенек к творческим успехам, чтобы их профессиональные качества и способности всегда и везде оценивались по достоинству.