Система занятий по воспитанию культуры общения у младших дошкольников
Система занятий по воспитанию культуры общения у младших дошкольников
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система занятий по воспитанию культуры общения у младших дошкольников»
Система занятий по воспитанию культуры общения у младших дошкольников.
«Волшебное слово»
Цель: развитие культуры доброжелательного общения с окружающими.
Педагог:— Какое замечательное слово — здравствуйте. Это слово волшебное. А означает оно вот что. Тот человек, который здоровается, желает здоровья тому, кому предназначено это слово. В ответ, как правило, он слышит пожелания здоровья и для себя. Иногда дети и даже взрослые забывают поздороваться. И чтобы вы не забывали, давайте научим здороваться свои пальчики.
Пальчики правой руки похлопывают поочерёдно пальчики левой руки.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (Сложить ладошки вместе.) (Сикачева Т. )
Педагог:— А знаете ли вы, ребята, что здороваться нужно всегда с улыбкой и хорошим настроением? Посмотрите на меня, как я сейчас поздороваюсь, и скажите, как вам больше понравилось.
«Здравствуйте, ребята», — говорит весело педагог.
«Здравствуйте, ребята», — говорит педагог угрюмо, опустив голову.
Педагог:— Когда я говорила с улыбкой, я желала вам здоровья, подарила вам хорошее настроение. А теперь, чтобы вы поделились хорошим настроением со своими товарищами, давайте поиграем в игру «Передай улыбку».
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе,
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день!
Проводится игра-упражнение «Передай улыбку» под музыку В. Шаинского «Улыбка».
Педагог:— У меня тоже очень хорошее настроение. Сейчас мы будем передавать улыбку по кругу.
Педагог улыбается, поворачиваясь к рядом стоящему ребёнку. Тот передает улыбку соседу и так далее.
Педагоги понимают, что невозможно научиться чему-либо за одно занятие. Обучая вежливости, невозможно добиться хорошего результата за одно занятие. Поэтому придумайте свой ритуал встречи и прощания. Это очень важно. Ребёнок запомнит, что нужно здороваться и что нужно говорить, соответственно, до свидания.
Беседа: «Что значит быть вежливым»
Цель: обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»
воспитывать нравственные качества: сопереживание, умение помогать друг другу, принимать людей такими, какие они есть.
Ход:
Что надо говорить другу по утрам?
Что мы говорим при встречи?
Что мы говорим, когда прощаемся?
Что нужно сказать, если к нам пришли гости
Что вы говорите, когда вам желают приятного аппетита?
Как мы обращаемся к взрослому человеку?
Что мы говорим, если обидели друга?
А зачем нам нужно быть вежливыми?
Как вы думаете, мы с вами вежливые?
Пальчиковая игра: «К Соне гости прибежали»
Цель: воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотности.
Ход игры: К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» с последующей беседой.
Цель: Воспитание в детях доброжелательного отношения к вещам и их ценностям, а самое главное к самому себе.
Дети, что произошло с Федорой?
Как вы думаете, почему же от нее сбежала посуда?
Как вы думаете, Федора хорошо себя вела?
Что она сделала, когда ее нашла?
Что же она у них попросила, чтобы ее вернуть?
Как вы думаете она стала хорошо относится к посуде?
Федора стала вежливой?
Что же нужно делать, что бы посуда больше не убегала?
Подвижная игра: «Вежливо- невежливо»
Цель: воспитывать вежливое общение у младших дошкольников с окружающими; способствовать развитию памяти, внимания, воображение; стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Дети встают в круг. Ведущий называет чье – то имя и при этом задает вопрос: «Уступить в трамвае место?» Тот, кого назвали, если это вежливо, отвечает: «Вежливо». Если это не вежливо, отвечает: «Невежливо».
Примеры вопросов:
1.Поздороваться при встрече?
2.Толкнуть, не извиниться?
3.Помочь поднять вещь?
4.Взять билет в автобусе?
5.Не уступить место в транспорте?
Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье» с последующей беседой.
Цель: воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим.
-Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?
-Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?
-А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: «Налей нам чаю!»?
-Почему бабушка и мама молчали за столом?
-Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?
-Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?
А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?
Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?
Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.
Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот, кто вежлив).
Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? ( Передай, пожалуйста, хлеб…)
Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги ,пожалуйста, застегнуть пуговицу…)
Как вежливо попросить игрушку у товарища? и.д.
Лепка: «Вежливый зайчонок».
Программные задачи.
Образовательная задача:
- учить передавать в лепке сходство и характерные особенности зайца Изобразительные задачи:
- учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры;
- передавать форму частей игрушки: овальную (туловище, округлую (голова, цилиндрическую (ноги) ;
- закрепить приемы лепки туловища (скатывание шара, раскатывание движениями руками вперед-назад, движениями рук под углом заострить один конец)
- скатывание небольших шариков и сплющивание их,
- передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы) ;
- учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
Развивающие задачи:
- развивать обследовательские действия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.
Словарная работа: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.
Для каждого ребенка: пластилин, дощечка, стека, салфетка
Предварительная работа: игра малой подвижности «Зайка беленький сидит»
Ход продуктивной деятельности:
Звоню в колокольчик.
- Ребятки к нам торопится гость, давайте его встречать.
- Садитесь на стулья.
- Послушайте меня внимательно.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?
Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?
- Зайчик.
- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
- Повтори Маша, какие части тела есть у зайчика.
- Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
- Овальной, круглой.
- Правильно, дети.
- Повтори Коля, какой формы части тела у зайца.
- Молодец, Коля.
- Скажите дети, а какая часть тела самая большая?
- Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
- Повтори Максим, какая часть тела у зайца самая большая.
- Повтори Света, какая часть тела у зайца самая маленькая.
Беру заранее подготовленные части:
- Ребята, посмотрите, внимательно как я буду лепить зайчика.
- Нужно взять стеку, разделить кусок пластилина на три неравные части. Одна – большая для туловища и лап, поменьше для головы, а самая маленькая для хвоста. Все кусочки кладу на дощечку.
Беру большую часть пластилина и раскатываю круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываю пластилин в форме овала.
- Голову нужно делать так: беру большую часть и раскатываю пластилин круговыми движениями в форму шара.
- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».
- Для хвостика берется самый маленький кусочек пластилина и раскатывается маленький шарик.
- Скажи, Юлиана, что ты сначала сделаешь? (разделишь кусок на три части). - Света, какую часть тела слепишь первой? (туловище и лапы).
- Какой формы? (Цилиндрической).
- Как мы сделаем лапы? (надрежем стекой с обеих сторон)
- Потом какую часть тела, Саша? (голову – шар).
- Ушки как вылепишь, Максим? (прищипыванием) .
- И в самую последнюю очередь – хвост, глаза.
- Молодцы, хорошо запомнили последовательность лепки нашего зайчика. Не забудьте, что все детали надо обязательно хорошо примазывать стекой, чтобы они крепко держались.
- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
- Саша повтори, как нужно присоединять к туловищу остальные части тела зайчика.
- Правильно, сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост.
- Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте, слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.
- Дети проходите на свои места.
- Зайчик будет наблюдать за вами. Примемся за дело.
- Максим, с чего начнем.
- Кусок пластилина делим на три неравные части.
- С какой части тела нужно начать?
- С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
- Беру самый большой кусок пластилина, разогрею немного в руках, помну, получился вот такой комок, кладу на левую ладошку прикрываю сверху правой и прямыми движениями ладоней раскатываю его вперёд-назад немного, чтобы получился толстый столбик.
- Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?
- Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
- Круговыми движениями рук скатываю из него круглый ровный шарик.
- Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
- Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?
- Лапки. (Дети лепят).
-Беру средний кусок пластилина, делю на 4 части, разогрею немного в руках, помну, кладу на левую ладошку прикрываю сверху правой и прямыми движениями ладоней раскатываю его вперёд-назад немного, чтобы получился толстый столбик.
- За какую часть приметесь теперь?
- Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
-Беру кусок пластилина, кладу на левую ладошку прикрываю сверху правой и прямыми движениями ладоней раскатываю его вперёд-назад немного, чтобы получился толстый столбик, затем сплющиваю пальцами и получились ушки.
- Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?
- Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
- Круговыми движениями рук скатываю из него круглый ровный шарик.
- А теперь дети приступаем к соединению деталей.
- Не забудьте, что все детали надо обязательно хорошо примазывать стекой, чтобы они крепко держались.
- Молодцы ребята, замечательные зайчики у вас получились.
- Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на полянку.
- Настя, скажи какой зайчик самый веселый.
- Коля, а где самый грустный зайка.
- Каждый зайчик хорош по-своему. Молодцы ребята.
- Давайте попрощаемся с зайкой.
Игра «Давайте познакомимся».
Цель: изучение правил речевого поведения во время знакомства.
Образовательные задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Развивающие задачи: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные задачи: учить детей правилам знакомства.
Ход: -Ребята к нам сегодня пришел гость.
Петрушка: Здравствуйте ребята.
Дети: …
Петрушка: Давайте познакомимся.
Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка! А вас как зовут?
- Молодец Петрушка! Ты умеешь правильно знакомиться. Нужно сначала назвать свое имя и предложить познакомиться. И закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться»
Послушайте стихотворение о том, как звери знакомились в лесу.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши представиться!»
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно познакомиться!» Олеся Емельянова
- Как вы думаете, кабан правильно знакомился с лисой?
- Почему вы так считаете?
Петрушка: ребята, теперь вы тоже умеете знакомиться. Что нужно сделать сначала? А потом? Правильно. Вы воспитанные дети. Мне у вас очень понравилось, но пора прощаться. До свидания!
Чтение художественного слова.
Цель: продолжать закреплять элементарные знания о культуре общения и со сверстниками и взрослыми. Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к окружающему.