Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация на тему:
«Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Подготовил:
педагог-психолог
Попкова Е.А.
2021 год
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это
развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета, Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структуройповерхности: с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями.
Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки ребенка в коробку и искать спрятанную там маленькую игрушку. Можно играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха и т. д.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек и, конечно, разнообразные игры и упражнения.
Можно использовать в работе массажные шарики. (Резиновые массажные шарики, шарики СУ-ДЖОК). Универсальность шариков в том что их использовать педагоги, логопеды , психологи в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат и специальной подготовки. Могут быть включены в любую образовательную деятельность. Всегда вызывают улыбку.
В результате использования игр с шариками- массажёрами у детей происходит:
Развитие мелкой и общей моторики;
Активизация словаря;
Развитие психических процессов;
Развитие цветового восприятия;
Закрепление счётных материалов;
Развитие пространственно-временной ориентировки.
Формы работы с шариками самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения. Движения могут быть различными -круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.
Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой, песенкой. Всё происходит в игровой форме.
Таким образом главная задача игрового массажа шариками— это сочетание весело проведенного времени и стимуляции развития организма, его защитных функций.
Дополнительные развивающие игры, которые можно использовать в своей работе:
1. Массаж шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
2. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа: способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева, Пальчиковая гимнастика);
3. Использование в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:
• поглаживание,
• растирание,
• лёгкое надавливание,
• пощипывание,
• похлопывание,
• сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика,
• массажные мячи
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и
коррекции тактильных ощущений ребенка:
• «Чудесный мешочек»
• «Определи на ощупь»
• «Догадайся, что за предмет»
• «Найди пару»
• «Угости зверюшек»
• «Теплый-холодный»
• «Легкий-тяжёлый» и другие.
Используемая литература:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – с. 78 -82. 3. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. / А. И. Богомолова. – СПб, 1994.;
2. Ермакова И. А., Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
3. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» - СПб.: ДетствоПресс. 2009 г.
4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г.
5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.