Просмотр содержимого документа
«Семьи бывают разными!»
Семьи бывают разные!
Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой, а если копнуть глубже, видишь, что сплочённость – лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу.
Неблагополучная семья – семья, где имеются дефекты воспитания.
Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего:
Воспитание «по типу Золушки» или явное, или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают. Ребёнок реагирует на это по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угрожает родителям, чтобы наконец его полюбили, старается обратить на себя внимание, порой хулиганством, ожесточается, мстит родителям. Педагоги это всё замечают. Главное поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери; иначе потом будет поздно, ребёнок попадёт к детскому психиатру.
Еще один вид дурного воспитания – гиперопека. Она бывает скрытая и явная, многие её называют гиперпротекция. При гиперопеке очень часто с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявлять самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Дети, которые лишены сильных качеств, нередко вырастают капризными, привередливыми, не способными отстаивать свои житейские принципы. Не редко дети вырастают не приспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность.
Следующий вид: гипоопека. Не редко она приводит к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделию.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя у них повышенную моральную ответственность. Всё хорошо в меру, а когда чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и не вызывают опасений, потом страдают различными психическими расстройствами.
Очень распространено противоречивое воспитание: бабушка говорит одно, родители другое, каждый тянет ребёнка в свою сторону. Ребёнок расплачивается за такое поведение взрослых неврозами и другими нарушениями психики.
Как бы хорошо не воспитывали вне семьи (школа, сад), ребёнок должен получать правильное воспитание в семье.
Семья может быть как полной, так и не полной. Порой не полная семья более полезна для ребёнка, чем полная.
Встречаются внешне благополучные семьи, но в них родители заняты своими производственными делами, мало уделяют внимания ребёнку. Только отношение к ребёнку характеризует благополучие или неблагополучие в семье.
Всё встречается в жизни, но остаётся аксиомой одно: неблагополучие в семье в той или иной степени практически ведёт к неблагополучию психического развития человека, к дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, формирование характера. А какой характер, таковы и взаимоотношения его с окружающими людьми.
Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными их родители.
Очень условно можно сказать, что в первые 2-3 года жизни ребёнка, для гармоничного развития, наибольшее значение имеет отношение к нему матери. В более позднем возрасте увеличивается роль отца, но отец и мать, составляющие семью, неразделимы. Для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы он был окружён заботой, лаской, вниманием, но необходимо найти золотую середину. Мало любви плохо, много – тоже не хорошо.
В настоящее время родители, с одной стороны очень заняты и как правило мало времени проводят с ребёнком, с другой стороны возрастает число семей с одним ребёнком, возникает опасность, что ребёнок может превратиться в тирана семьи.
Каждому ребёнку нужна родительская любовь! Что такое – родительская любовь? Это та любовь, которая в меру, гармонично удовлетворяет основные потребности ребёнка.