~~Классный час на тему: «Семьей дорожить – счастливым быть».
Ход занятия
I. Прочитайте про себя загадку, а ответ на мою загадку, вы напишите на синем листочке. Переверните листочек.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда, таких, как я,
Будет целая ...!
- Поднимите глазки на экран, что вы видите? (поле)
- А что растет на поле? (растут колоски).
Возьмите колосок в руки, рассмотрите его внимательно. (Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток, из которого вырастает колос.)
- Ребята, что это за растение? (рожь)
-А может и наши колоски росли на этом поле.?
- Давайте с вами попробуем совершить чудесное превращение: от слова семя мы можем образовать новое слово, такое же теплое и родное.(семья)
- А, как вы думаете,о чём мы сегодня будем говорить? (О семье)
Попробуйте дать определение слову семья. (Семья - это ..)
- Ребята, скажите, пожалуйста, куда мы обращаемся, если нам нужно уточнить значение слова? (к словарю) (на экране)
С.И. Ожегов
Семья - группа живущих вместе родственников.
В.И. Даль
Семья - совокупность близких родственников живущих вместе.
А сейчас послушайте стихотворение, что вы можете сказать о семье колоска?
Колос, колос, колосок!
Обратилась я.
- Ты скажи мне, колосок,
Где твоя семья? –
- Вся при мне! –
Ответил он,
Радость не тая
Сорок – зёрен близнецов –
Вот моя семья!
- Что вы можете сказать о семье колоска?
- Как расположены зернышки? (все зернышки вместе рядом)
- Ребята, а из каких двух частей состоит это слово - семья? (семь и я)
- Что они обозначают? (семь таких же как я)
Значит ты не один, вместе с тобой самые близкие люди.
- А близкие люди это кто? (папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат)
-В семье каждый из нас имеет множество воплощений.
Я – жена, мама, дочь, сестра. А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходиться. Выполним несколько упражнений. Возьмите карточку зеленого цвета и в парах выполните задание. (музыка)
«Заполни пропуски»
Сестра отца – тетя
Хранительница семейного очага – мама
Наследник рода – сын
Брат мамы – дядя
Дитя родителей, но не сын – дочь
Отец мамы – дедушка
Мама папы – бабушка
Сын брата – племянник
Папин папа – дедушка
Проверка. На парте у вас лежит схема - колоска напишите на ней, кто входит в вашу семью.
- Приступаем к заданию, каждое зернышко это член вашей семьи.
Отложите ваши схемы, мы к ним позже вернемся.
- Какие бывают семьи? (большие и маленькие, весёлые и серьёзные, дружные и не очень) Семьи бывают разные. С давних лет к теме семьи обращались в своих произведениях и художники, и поэты, и писатели.
- Возьмите карточки розового цвета и соберите пословицы. Проверка.
Не нужен и клад, еда вкуснее.
Вся семья вместе, когда в семье лад.
За общим столом, так и душа на месте.
- Что нужно, чтобы вырос колос? (за ним нужно ухаживать)
- А как в семье? (также и в семье нужно жить в согласии и заботиться друг о друге)
II. Я прочитаю рассказ Льва Николаевича Толстого «Отец и сыновья». В рассказе отсутствуют слова отца. Подумайте, что он сказал своим сыновьям? (инсценировать)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
- Посмотрите на репродукцию картины Николая Петровича Богданова – Бельского «Новые хозяева».
- Какой момент жизни этой семьи изобразил художник?
- Что вы можете сказать об этой семье? (Семья пьет чай) (Действительно эту семью можно назвать дружной, любящей так как они заняты одним общим делом)
- Как вы думаете, почему и писатели, и поэты, художники обращались в своих произведениях к этой теме? (Семья – самое главное в жизни человека)
- Действительно, в семье очень важно выражать свою любовь не только словами, но и делами.
Ребята, давайте попробуем создать формулу семейного счастья. Определим, что нужно для того, чтобы в семье всем было хорошо, комфортно.
- Итак, чья забота необходима, чтобы семья была крепкой и дружной? -
родителей, детей, бабушек, дедушек – всех.
- Что такое семейные традиции? (то что перешло от одного поколения к другому)
Какие традиции есть в вашей семье? (встречать вместе новый год, праздновать д.р., ходить по субботам в кино)
-У каждого в семье должны быть обязанности. Приведите примеры ваших обязанностей в семье. (помыть посуду, уборка квартиры)
Итак, у нас получилась формула:
1. Члены семьи любят и уважают друг друга.
2. Вместе отдыхают и проводят свободное время.
3. Занимаются домашним хозяйством.
- Как вы думаете, поможет ли вам эта формула в вашем будущем? (Мы будем стараться соблюдать все эти правила.)
- Мы многое узнали на нашем занятии, наш колосок уже созрел, налился силой, крепостью. Вернитесь к вашей схеме. Наверно, у каждого есть общие слова. Давайте посмотрим, какие это слова. (мама, папа, брат ..)
- Ребята, посмотрите на ваш колосок, какого он цвета? Обратите внимание, что даже листья у колоска желтые.
- Выходите к доске, повести ваши колоски на доску. Ваши колоски объединились и получился сноп.
III.. Подведение итогов.
А сейчас, посмотрите на экран. Прочитайте загадку еще раз, какое же слово было пропущено? У кого была написана такая отгадка?
- В каждой семье есть свой фотоальбом, где хранятся фотографии со счастливыми моментами из жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы создали фотоальбом, вашей классной семьи. Поэтому на память о себе я дарю вам фотоальбом. А первую фотографию мы сделаем сейчас.
Ребята, а теперь я попрошу, возьмите колоски и выходите ко мне, мы объединим их в один общий букет, который будет символом вашей большой классной семьи, в которой нужно жить дружно, уважать друг друга до самого 11 класса и даже после его окончания.
Спасибо за занятие!