Практикум для родителей «Семья. Отношения внутри семьи»
Практикум для родителей «Семья. Отношения внутри семьи»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам семейного воспитания.
Задачи:
Знакомство с понятием «Семья» и «Семейные отношения»
Развитие коммуникативных навыков участников
Развитие умения прислушиваться к детским высказываниям
Материалы:
Картинка – загадка формата А4 с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева формата А1;листья деревьев жёлтого, красного, зелёного, синего, коричневого цвета – по 5 шт. на каждого участника; корзина; картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по количеству участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга; листы бумаги формата А4, фломастеры; магниты; презентация для родителей.
Предварительная работа:
Проведение занятия с детьми на тему «Семья»;
Домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок «Герб семьи»;
Запись видеоинтервью с детьми на тему «Что такое семья?»;
Рисунки детей на тему «Особый день моей семьи»;
Подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентации «Семья и семейные отношения».
Место проведения: музыкальный зал.
Количество участников: 15-18 человек.
Время проведения: 1 час.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход мероприятия:
Участники (родители) усаживаются по кругу.
Инструкция.
Поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я: «Посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»
Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо-дерево».
Упражнение «Чудо-дерево»
знакомство участников, разрядка обстановки.
Ведущий и родители встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать листик того цвета, который у него ассоциируется с семьёй, написать на нём своё имя и отчество, если как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик на дерево, каждый участник называет своё имя и цвет, например: «Меня зовут Мария, мой цвет жёлтый. Он похож на… (называет, на что похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своём выборе.
После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нём можно увидеть листья разного цвета: жёлтого, красного, коричневого, зелёного. Все листья разные. Точно так же и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разное настроение (весёлое, грустное, спокойное), как и у нашего «Чудо-дерева».
Упражнение «Корзина».
развитие коммуникативных навыков участников.
В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные (не менее двух) варианты применения в семье изображённого предмета.
После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «Семья» и «семейные отношения»: «Как вы думаете, что такое«семья»? А что такое «семейные отношения»? (Участники практикума предлагают варианты ответов.)
Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.
Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей; их эмоциональными проявлениями; принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью её членов друг к другу; стремлением взять ответственность на себя; умением каждого отнестись к себе критически.
Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.
У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребёнка, которые хотят видеть в нем».
Упражнение «Что такое семья»?
развитие коммуникативных навыков участников.
Инструкция: Жеребьёвкой (выбрать карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые». Каждой команде предлагается заполнить бланк:
Варианты ответов
Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова-ассоциации или словосочетание, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей» (на выполнение задания отводится 2 минуты).
После выполнения задания каждая команда представляет свои варианты. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод. Например: семья – это:
- поддержка,
- взаимопонимание;
- взаимная любовь;
- забота;
- родные, близкие;
- совместные игры.
Просмотр рисунков и видеоинтервью детей.
Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум, но можно показать видеоинтервью и другим родителям.
развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Примеры подписей к детским рисункам:
- Семья радуется, когда много цветов»;
- «Поехали на Чёрное море»;
- «Мы гуляем в парке»;
- «Мы все дружно идём в детский сад. Мама и папа ведут меня в сад»;
- «Мы собираем цветы»;
- «Мы гуляем, отдыхаем, делаем разминку».
Высказывания детей из интервью:
- «Семья – это мам, папа, братья, сёстры. Когда они о нас заботятся и по ночам рассказывают сказки»;
- «Семья – это жизнь. Когда мама гуляет с маленькими детьми. Папа на работе. Папа отвозит нас с мамой в цирк. Когда папа и мама любят посидеть, посмотреть телевизор.»;
- «Семья – это когда ходят гулять, спать друг с другом, родить кого-то, дружить с кем-нибудь. Семью всегда нужно любить»;
- «Семья – это когда есть папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат. Это все семья»;
- «Семья –это когда все вместе: с дочкой, с братом. Вот что такое семья».
По окончании просмотра видеоинтервью обсуждение практикума не проводится.
Завершение практикума
Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, и хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершении ведущий рассказывает притчу:
«Идёт прохожий и видит – люди что-то строят.
- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.
- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.
- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.
- Я возвожу стену, - отвечает второй.
- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.
-Я строю храм, - был ответ.
Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребёнок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».
Далее ведущий предлагает участникам встать в круг,образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей «Семья. Отношения внутри семьи»»
Практикум для родителей
«Семья. Отношения внутри семьи»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам семейного воспитания.
Задачи:
Знакомство с понятием «Семья» и «Семейные отношения»
Развитие коммуникативных навыков участников
Развитие умения прислушиваться к детским высказываниям
Материалы:
Картинка – загадка формата А4 с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева формата А1;листья деревьев жёлтого, красного, зелёного, синего, коричневого цвета – по 5 шт. на каждого участника; корзина; картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по количеству участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга; листы бумаги формата А4, фломастеры; магниты; презентация для родителей.
Предварительная работа:
Проведение занятия с детьми на тему «Семья»;
Домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок «Герб семьи»;
Запись видеоинтервью с детьми на тему «Что такое семья?»;
Рисунки детей на тему «Особый день моей семьи»;
Подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентации «Семья и семейные отношения».
Место проведения: музыкальный зал.
Количество участников: 15-18 человек.
Время проведения: 1 час.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход мероприятия:
Участники (родители) усаживаются по кругу.
Инструкция.
Поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7 , буквы Я: «Посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»
Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо-дерево».
Упражнение «Чудо-дерево»
Цель: знакомство участников, разрядка обстановки.
Инструкция: Ведущий и родители встают в круг. Каждому участнику предлагается выбрать листик того цвета, который у него ассоциируется с семьёй, написать на нём своё имя и отчество, если как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик на дерево, каждый участник называет своё имя и цвет, например: «Меня зовут Мария, мой цвет жёлтый. Он похож на… (называет, на что похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своём выборе.
После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нём можно увидеть листья разного цвета: жёлтого, красного, коричневого, зелёного. Все листья разные. Точно так же и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разное настроение (весёлое, грустное, спокойное), как и у нашего «Чудо-дерева».
Упражнение «Корзина».
Цель: развитие коммуникативных навыков участников.
Инструкция: В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные (не менее двух) варианты применения в семье изображённого предмета.
После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «Семья» и «семейные отношения»: «Как вы думаете, что такое «семья»? А что такое «семейные отношения»? (Участники практикума предлагают варианты ответов.)
Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.
Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей; их эмоциональными проявлениями; принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью её членов друг к другу; стремлением взять ответственность на себя; умением каждого отнестись к себе критически.
Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.
У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребёнка, которые хотят видеть в нем».
Упражнение «Что такое семья»?
Цель: развитие коммуникативных навыков участников.
Инструкция: Жеребьёвкой (выбрать карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые». Каждой команде предлагается заполнить бланк:
Варианты ответов
дети
взрослые
Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова-ассоциации или словосочетание, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей» (на выполнение задания отводится 2 минуты).
После выполнения задания каждая команда представляет свои варианты. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод. Например: семья – это:
- поддержка,
- взаимопонимание;
- взаимная любовь;
- забота;
-ответственность;
- родные, близкие;
- совместные игры.
Просмотр рисунков и видеоинтервью детей.
Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум, но можно показать видеоинтервью и другим родителям.
Цель: развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.
Примеры подписей к детским рисункам:
- Семья радуется, когда много цветов»;
- «Поехали на Чёрное море»;
- «Мы гуляем в парке»;
- «Мы все дружно идём в детский сад. Мама и папа ведут меня в сад»;
- «Мы собираем цветы»;
- «Мы гуляем, отдыхаем, делаем разминку».
Высказывания детей из интервью:
- «Семья – это мам, папа, братья, сёстры. Когда они о нас заботятся и по ночам рассказывают сказки»;
- «Семья – это жизнь. Когда мама гуляет с маленькими детьми. Папа на работе. Папа отвозит нас с мамой в цирк. Когда папа и мама любят посидеть, посмотреть телевизор.»;
- «Семья – это когда ходят гулять, спать друг с другом, родить кого-то, дружить с кем-нибудь. Семью всегда нужно любить»;
- «Семья – это когда есть папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат. Это все семья»;
- «Семья –это когда все вместе: с дочкой, с братом. Вот что такое семья».
По окончании просмотра видеоинтервью обсуждение практикума не проводится.
Завершение практикума
Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, и хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершении ведущий рассказывает притчу:
«Идёт прохожий и видит – люди что-то строят.
- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.
- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.
- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.
- Я возвожу стену, - отвечает второй.
- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.
-Я строю храм, - был ответ.
Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребёнок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».
Далее ведущий предлагает участникам встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»