kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник дидактических игр с природным материалом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник дидактических игр с природным материалом разработан в помощь воспитателям детских садов.

Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет, следует учитывать возрастной уровень знаний детей, опыт решения предложенных задач. Данные игры позволяют решить такие дидактические задачи как умение описывать предметы называя признаки, отвечая на вопросы воспитателя совместно составлять описание предметов природы, дети учатся оперировать такими понятиями как «окраска», «форма», «величина».

Данные игры развивают такие психические процессы как воображение, мышление, память, речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр с природным материалом»











Сборник дидактических игр с природным материалом.





Составитель: В.Н. Шаронова

Руководитель: Н.В. Белоусько







Данный сборник дидактических игр с природным материалом разработан в помощь воспитателям детских садов.

Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет, следует учитывать возрастной уровень знаний детей, опыт решения предложенных задач. Данные игры позволяют решить такие дидактические задачи как умение описывать предметы называя признаки, отвечая на вопросы воспитателя совместно составлять описание предметов природы, дети учатся оперировать такими понятиями как «окраска», «форма», «величина».

Данные игры развивают такие психические процессы как воображение, мышление, память, речь.

















Содержание

  1. Экологический светофор.

  2. Найди листок, какой покажу .

  3. Что изменилось.

  4. Опиши, я отгадаю.

  5. Чудесный мешочек.

  6. Загадай, мы отгадаем.

  7. Каждому камешку свой домик.

  8. Волшебные фигуры.

  9. Куличики.

  10. Построим забор.

  11. Рыбаки.

  12. Необычная рыбалка.

  13. Морские камешки.

  14. Водичка, водичка.

  15. Выложи фигуру.










"Экологический светофор"

Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета. 
Ход игры:
Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга (зеленый и красный). 
Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, "зажигайте" зеленый свет, а если неправильно, - красный. 
Дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко, свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другие. 

«Найди листок, какой покажу»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. 
Игровое действие: Бег детей с определенными листочками. 
Правила: Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель. 
Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.) . Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. 
Игра повторяется с разными листьями. 

«Что изменилось»

Дидактическая задача: Найти предметы по сходству. 
Игровое действие: Поиск похожего предмета. 
Правила: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание. 
Оборудование: Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах. 
Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.) 
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах. 
Проводя дидактические игры с детьми 4—5 лет — средняя группа, —учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач. 
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи. 
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист) .

«Опиши, я отгадаю»

Дидактическая задача: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого. 
Игровое действие: Загадывание взрослому загадок. 
Правила: Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и правильно. 
Оборудование: Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны. 
Ход игры: Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета? » И т. д. 
Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки. 

«Чудесный мешочек»

Дидактическая задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам. 
Ход игры: Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу. 
Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками. 

«Загадай, мы отгадаем»

Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию. 
Оборудование: На стол ставят 3—4 растения. 
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях. 
Правило: Описывать растение нужно, не называя его. 
Ход игры: Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение. 

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. 
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. 
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. 

«Каждому камешку свой домик»

Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. 
Материалы: различные камни, четыре коробочки. 
Описание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращают внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. 

«Волшебные фигуры»

Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в уголке экспериментирования в групповом помещении.

Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах

Оборудование: песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш.

Ход игры: Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.

Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения из геометрических фигур, например домик из квадрата и треугольника или снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.

Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют правильность своего ответа.

«Куличики»

Игра может проводиться в весенне-летний период на улице у песочницы или в любое время года в центре экспериментирования у контейнера с песком.

Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Оборудование: песочница или контейнер с песком, формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры: Педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.д. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек. Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики. Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.п. С помощью педагогов дети делают вывод, что из круглой формочки получился круг, из квадратной – квадратный, из треугольной – треугольный и т.п. Можно предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые получились куличики.

«Построим забор»

Игра может проводиться на улице у песочницы. Набор формочек геометрических фигур соответствует программным требованиям для каждой возрастной группы.

Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур и формах предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании. Развитие логического мышления.

Оборудование: песочница, формочки разных цветов по числу детей, совочки по числу детей.

Ход игры: Педагог собирает детей возле песочницы и показывает им уже знакомые формочки. По предложению педагога дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы (круглая, квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т.п. Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не рассыпались. Дети строят забор все вместе, а оптом украшают его природным материалом.

«Рыбаки»

Игра проводиться летом, в жаркую погоду с детьми младшей группы.

Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличения.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий),  4 ведерка разных цветов.

Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветных рыбок, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и ведерки и предложить четверым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры педагог может прочитать стихотворение:

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик – темный уголек,

И как льдинка тело,

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбешку жалко.

Далее по команде педагога дети ловят и складывают рыбок в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает всех рыбок «своего» цвета. Далее игра продолжает со следующей четверкой детей.

«Необычная рыбалка»

Игра проводится летом в жаркую погоду, у мини-бассейна с детьми младшей группы.

Цель: развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры).

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный).

Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры: Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные фигуры, расскажут, как они называются, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить троим детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер. Далее по команде педагога дети ловят и складывают фигуры в контейнеры. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» фигуры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

«Морские камешки»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель: развитие зрительногогнозиса и конструктивного прасксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.

Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

«Водичка, водичка»

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель: развитие первичных естественно-научных представлений.

надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.

Предварительная работа: Разучивание стихотворного текста игры.

Ход игры: Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:

Раз, два, три, четыре,

Ручки в воду опустили.

Мы похлопаем в ладоши

И побрызгаем немножко.

Из ладошки, да в ладошку

Льются капельки-горошки.

Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки. Хлопают в ладоши под водой. Легко загребают воду ладошками. Переливают воду из ладошки в ладошку.

Педагог ставит на стул или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполняют просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода стала прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».

«Выложи фигуру»

Игра может проводиться на занятии, в совместной деятельности педагога с детьми, на прогулке.

Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование: ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами, маленькими декоративными тыквами) по числу детей, пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Ход игры

Педагог предлагает детям встать или сесть перед ведерками, опустить в них руки, нащупать геометрические фигуры. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник дидактических игр с природным материалом

Автор: Составитель: Шаронова Виталина Николаевна Руководитель: Белоусько Наталья Викторовна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473215

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-obzh-v-3-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "177895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424727874"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "206738"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430245121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства