Создание положительного эмоционального фона занятия. | Круг радости: Ребята, я рада вас всех сегодня видеть. А вы рады нашей встрече? Я приглашаю вас поприветствовать друг друга. Друг с другом всегда приятно разделить радость и грусть, отдать ему частичку своей души! Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке, через рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку. Почувствовали, как сразу стало уютнее и теплее от наших улыбок и добрых слов? А теперь мы начинаем. Путешествие. Ребята, у нас сейчас зима. На улице холодно. Но если только захотеть, можно очутиться в жарких станах, погулять, поиграть. Сегодня мы отправляемся путешествовать на прекрасном паруснике по морю на остров ученых. (Звучит запись звуков моря.) Волны бегут навстречу, пахнет соленой водой. Мы стоим на палубе, и брызги попадают на щеки. Ветер развевает волосы. Но вот мы подплыли к берегу, водичка такая чистая, что видны камешки на дне. Пройдем по берегу. Сколько интересных вещей выбрасывает из моря волна! Ой, смотрите, какая красивая ракушка. Если приложить ее к уху, то можно услышать песни моря, его шум (показ раковины). Природа подарила морю такое украшение! Как она удивительно закручена и похожа на то, что есть у всех нас. Ребята, нас природа тоже одарила удивительным подарком. А вот каким, скоро вы догадаетесь. Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем звуки острова (звучит музыка) Что вы слышали? Да, ребята, это целый мир волшебных звуков, без которых человеку было бы очень тяжело жить на свете. Вы хотите знать, что помогает человеку слышать звуки? | Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты»). Разноцветные камешки, водоросли, ракушки. Дети предполагают. Отвечают на вопросы. |
дать детям расширенные знания об одном из важнейших органов чувств — слухе; — познакомить со строением уха; Развивать слуховое внимание, память. | Для этого мы с вами отправимся в «институт здоровья». Как вы думаете, что изучают в этом институте? Кто может ответить, что такое здоровье? Ребята, а вы знаете, что каждый человек может укрепить своё здоровье? Недаром говорят: я здоровье сберегу, сам себе я помогу. А как можно укрепить своё здоровье? В «институте здоровья», мы с вами побываем в лаборатории, где происходят исследования наших органов чувств. Лаборатория: Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, поймёте, какой орган чувств изучают в этой лаборатории. Загадка: Два брата на одной голове живут, всё слышат, а друг друга не видят. Да, в этой лаборатории изучают ухо. Отправляемся в путь. - Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Ухо – один из самых интересных органов нашего тела. Оно может слышать, как тихое тиканье часов, так и оглушительные взрывы. Давайте рассмотрим, как устроено наше ухо и как оно работает: Вы думаете, у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимые, а четыре спрятаны внутри. Наружные уши - ушные раковины лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук. Посередине ушной раковины – маленькое отверстие, отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепонка. С другой стороны перепонки находится второе среднее ухо. В нём расположены три крохотные косточки – молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от колебаний перепонки. Внутреннее ухо закручено, как домик улитки. Видите, какой сложный механизм придумала природа. Давайте проведём опыт. Представьте себе, что вот эта воронка – ухо. Широкая часть-это ушная раковина, а узкая - это наружный слуховой проход, вода пусть будет звук, который проходит в ухо, картон – это барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Звук через ушную раковину идёт к барабанной перепонке (льем воду через воронку на картон) и ударяется об неё, перепонка дрожит. Теперь давайте проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки, почему уши выглядят именно так? Вот посмотрите, удобно переливать воду из бутылочки в бутылочку, из горлышка в горлышко? А через воронку? Легко! Вот так и наше ухо ловит звуковые волны отовсюду и направляет внутрь. М.п. игра «Ау» Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова. Дидактическая игра «Звуки и шумы». (Упражнение на внимание.) Воспитатель все делает за ширмой. Шумы: стук пальцев о стол, стук палочки, звук гармошки, звон колокольчика, хруст песка, скомканной бумаги, свисток, скрип. Работа с энциклопедией: любопытные факты А знаете ли вы, кто лучше слышит: человек или кошка? (слух у кошки в три раза совершеннее слуха человека). Слух животных отличается от слуха человека. Настоящими чемпионами по слуху являются дельфины, киты и летучие мыши. Волк улавливает звуки за 50м от их источника. Отличным слухом обладают ежи. Могут ли рыбы слышать? (уши у рыбы внутри, а не снаружи, как мы к этому привыкли «и располагаются по бокам»). Как вы думаете, слышат ли нас насекомые? Для большинства насекомых мир беззвучен. Но у сверчков, кузнечиков, саранчи, ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на передних лапках или даже на брюшке. Барабанные перепонки у сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, откуда идёт звук). Змея слышит…челюстями! У неё есть слуховая косточка, которая помогает ей улавливать звуки. Кабинет врача: А сейчас ребята мы с вами направляемся в кабинет врача - лора. Врач определяет слух у детей (игра «громко – тихо»). Стихотворение Доктор, доктор как нам быть? Уши мыть или не мыть? Если мыть, то как нам быть? Часто мыть или по реже? Отвечает доктор гневно: «Еже-еже-ежедневно». Врач: Слух для человека – это большая ценность. Мы должны беречь его, так как он очень нежный и ранимый. От очень громких звуков, например, молоточек, наковаленка и стремечко могут испортиться, и может наступить глухота. Острые предметы могут поранить барабанную перепонку, а грязь вызывает инфекцию и болезнь. Чтобы уши не болели и слух, оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила: Защищать уши от холода и сильного ветра. Защищать уши от шума. Не ковырять в ушах. Не допускать попадания воды в уши. Каждое утро разминать ушные раковины. Не сморкаться сильно и не втягивать в себя слизь из носа. Если уши заболели обращаться к врачу. Беречь уши от ударов. Не простужать уши. - А сейчас мы с вами сделаем массаж для наших ушек: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу, Чтобы уши не болели, Разомнем мы их скорее. Вот сгибаем, отпускаем И опять все повторяем. (пальцами сгибают ухо и отпускают его) Козелок мы разомнем, (большим и указательным пальцами растирают козелок) По уху пальчиком ведем (проводят указательным пальцами по краю ушной раковины) И ладошкой прижимаем, Сильно – сильно растираем. (ладонями энергично растирают уши) Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила тишина! Воспитатель: Ребята, человек с нормальным слухом слышит шаги в 5 метрах от себя. Если он ничего не слышит, он – глухой. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может. Бывает так, что человек теряет слух из - за болезни (например, осложнение после гриппа). Игра – фантазирование «Расскажи – …жестами!» Представь себя в поезде за окном вагона, а свою бабушку – на перроне вокзала. Она тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать: Что ты хорошо устроился в вагоне. Что позвонишь бабушке, когда приедешь. Что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадёт. Мы никогда не должны смеяться над глухими людьми или плохо слышащими. Ведь они ужасно страдают. К таким людям нужно относиться бережно, с пониманием, оказывать им посильную помощь. Ребята, время нашего путешествия заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. | (это сила, это красота, это когда всё получается и т.д.) (заниматься физкультурой, спортом, принимать витамины, закаляться и т.п.) Ухо. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау, Саша!». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» |