Роль нетрадиционных методов рисования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Роль нетрадиционных методов рисования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Наблюдения и исследования известных педагогов Э.Т.Пилюгиной, О.Г.Тихоновой убедительно доказывают: если не спешить с показом ребенку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до 3-4 лет), не заботиться при этом, чтобы накапливались у него сенсорный опыт, культура, развивалось восприятие, тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. Однако ребенок не рождается фантазером. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения.
Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересом, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль нетрадиционных методов рисования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.»
Роль нетрадиционных методов рисования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста
Сообщение
составлено
воспитателем
МАДОУ «Детский сад №64»
С.В.Лядовой
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать требует систематического и целенаправленного развития. Наблюдения и исследования известных педагогов Э.Т.Пилюгиной, О.Г.Тихоновой убедительно доказывают: если не спешить с показом ребенку способов рисования предметов в начальный период овладения деятельностью (т.е. до 3-4 лет), не заботиться при этом, чтобы накапливались у него сенсорный опыт, культура, развивалось восприятие, тогда малыш значительно раньше начинает самостоятельно создавать изображения довольно сложных предметов. Однако ребенок не рождается фантазером. Его способность сочинять, придумывать основывается на развитии воображения.
Воображение – это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересом, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
В силу важности и значимости творческого воображения для ребенка, необходимо всячески помогать его развитию.
Творчество – это личностное качество. Чтобы ребенок что-то усвоил, необходимо дать ему возможность это прочувствовать, пережить. Все, что прожито – запоминается, усваивается. Все, что добыто в творческой практике ложится в основу творческого воображения и становится постоянным.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Все в детстве рисуют, но у кого-то это получается хорошо, а у кого–то плохо. Одному ребенку нужно немного помочь, а другому требуется длительное обучение и тренировка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. И далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверенности в своих силах.
В своей работе по изобразительной деятельности я использую методы нетрадиционного рисования, т.к. считаю, что они в значительной мере способствуют развитию творческого воображения дошкольника.
Планируя занятия с использованием нетрадиционных методов рисования, я поставила перед собой следующие цели:
-развивать эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности через использование изобразительных средств и нетрадиционных методов рисования.
-способствовать развитию творческого воображения и творческих способностей у детей через эмоциональное воспитание, знакомство с природой, изобразительным искусством и рисованием.
-способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что в свою очередь обеспечивает занятию творческий характер.
Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха у ребенка. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.
Занятия по рисованию с детьми следует начинать со способов, не требующих от маленьких художников профессионально четких линий, несущих важную художественную нагрузку.
Сначала следует научиться рисовать пальчиком. Затем задачу можно усложнить: использовать в процессе рисования тампончики, жесткую кисточку, ватные палочки.
Предварительно, на листе бумаги простым карандашом нанесите контур. Попросите детей внимательно рассмотреть рисунок и обвести его пальчиком, проговаривая: «Вот мордочка, спинка, грудка, ушки, хвостик» и т.д. Затем сделайте тычки тампоном или жесткой кистью, не оставляя просвета между ними.
Рисунки получаются объемными, живыми, понятными каждому ребенку. На последующих занятиях подведите детей к решению новых задач и применению различных способов изображения сюжета, пейзажа, натюрморта. Неотъемлемой частью работы должны стать экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.
В старших группах дети знакомятся с новыми способами изображения: монотипией, набрызгом, кляксографией, рисованием воском, поролоном или губкой и т.д.
Я считаю, что приведенные ниже примеры нетрадиционных способов рисования и накопленный мной опыт окажутся полезными для педагогов и руководителей ИЗО.
«ПАЛЬЧИКИ – ПАЛИТРА»
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в желтую, третий – в синюю. Чем не палитра!.. Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям?
Младшая группа
- Малыши могут в подарок маме нарисовать целую ниточку ярких, нарядных бус, отпечатывая на «ниточке» кружочки каждым пальчиком по очереди.
- «Падает пушистый снег» - «белый» пальчик рисует снег на голубой или розовой бумаге.
- Наступил самый любимый праздник Новый год. На листе заранее нарисована или приклеена елочка. Украшаем елку гирляндами и шарами, трудятся обе руки сразу, примакивают по 2-3 пальчика поочередно правой и левой рукой. Чем ярче отпечатки, тем елочка становится нарядней.
- «Соберем ягоды»
У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными на нем баночками или корзиночками. Собираем ягодки, примакиваем пальчиком. Соберем ягодки и угостим маму или папу.
Средняя группа
- «Веселые цыплята».
У наседки появилось много пушистых, веселых, озорных цыплят. Приложим большой пальчик – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмем кисточку и изобразим его глаза, лапки, клювы… Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!
Старшая группа
- «Забавная игрушка»
( её можно нарисовать многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные» пальцы).
- «Дымковская фантазия»
Выбери любую игрушку (заранее нарисованное контурное изображение) и раскрась её так, чтобы и тебе самому, и всем, кто её увидит, стало весело.
- «Гроздья рябины»
Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз чуть ниже, два чуть ниже ещё. Тонкой кистью нарисуем веточки и чёрные точки… Зимнее угощение снегирям готово!
Подготовительная группа
В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они всё же испытывают затруднения, можно предложить им продумать над такими замыслами, как «Космический сон», «Веселые звери Фокуса – Покуса», «В гостях у сказки» и т.д.
Пальчиковый приём помогает ребёнку органично почувствовать материал (гуашь, акварель), его свойства – вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, фантазийность отпечатка.
«ПЕЧАТКА»
Один из интересных способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. К предметным мы относим изображение цветов, птиц, животных и др. Геометрические печатки исполняются в форме круга, треугольника, ромбика, овала и других геометрических фигур. «Печатки» несложно изготовить самим: можно взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Теперь прижмём её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Мы использовали «печатку» - осенние засушенные листья для пейзажа и для составления букета. Преимущество техники печатки состоит в том, что удачное изображение можно повторить без искажения несколько раз.
«ТАМПОНИРОВАНИЕ».
Увлекательное занятие! Сделаем тампон из кусочка поролона. Палитрой может послужить штемпельная подушка. Наберём краски и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что – нибудь легкое, пушистое, воздушное: облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики, пушистых цыплят, веселых зайчиков и т.д. Старшие дошкольники рисуют пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, учатся передавать колорит рисунка. Можно сочетать эту технику с техникой «трафарет».
«НАБРЫЗГ».
Непростая техника.
Её суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменяет зубная щётка и стека. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Таким способом можно подготовить оригинальную цветную бумагу для аппликации.
Темы:
«Салфетка для мамы»,
«Снегопад»,
«Неизведанные просторы»,
Поздравительные открытки к календарным праздникам.
«КЛЯКСОГРАФИЯ»
Является техникой рисования, развивающей воображение. Игры с кляксами помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию.
Её особенности и возможность: пятно образуется случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен, наличие разнообразия плюс воображение – это путь к созданию образа. Поставим большую кляксу. Возьмём трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. Можно видоизменять форму кляксы до фантазийного образа, используя линии, лучики, точки, расположенные в разных направлениях.
Подобные занятия расковывают ребенка и обогащают мир его представлений.
«МОНОТИПИЯ».
Первый прием монотипии - симметричное сложение листа пополам. Нам понадобиться гуашь разных цветов. На одной половинке листа (крыла бабочки) рисуем разноцветные пятна. Сгибаем, прижимаем, разглаживаем рукой. Откроем лист. Получилась нарядная яркая бабочка!
Темы:
«Каких я видел бабочек»,
«Зеркальное отражение дерева»,
«Солнце на море»,
«Бой петухов».
Гуашь наносим плотным слоем, не давая высохнуть. Для монотипии также можно использовать оргстекло. На последнее наносится рисунок краской, затем накрываем влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым, как будто в тумане.
7.Рисование восковыми мелками или свечой.
Суть этого способа в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Сначала наносим изображение восковыми карандашами или мелками. Берём толстую кисть или тампон с краской, ведем по листу – на цветном проявляется яркий рисунок.
Темы:
«Рыбки в аквариуме»,
«Морозные узоры»,
«Зимние пейзажи»,
«Праздничный салют»,
«Подводный мир» и др.
Детям младшего дошкольного возраста раздают листы бумаги с силуэтами животных, заранее нарисованных свечой. Закрашивая рисунок краской, дети неожиданно для себя «создают» изображение.
Краску кисточкой берём,
Лист перед собой кладём.
Провели и раз, и два –
Получилась голова.
Проведем ещё разок –
Появился вдруг щенок.
Красок уж совсем немножко –
Замурлычет нежно кошка,
Разрисуем до конца.
«Бе – е» - сказала нам овца.
Чистый лист берем мы снова.
«Му – у – у» - ответила корова.
(В.Самарина)
8.ГРАТТАЖ
Черно – белый граттаж.
Ребенок или взрослый натирает лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска (натираем восковой свечой). Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Лучше, если заготовку листа сделает взрослый.
Цветной граттаж.
Лист бумаги натирается воском. Затем лист закрашивается цветной гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Темы:
«В космосе»,
«Ночной город»,
«Ночной пейзаж»,
«Праздничный салют» и др.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычным способом сделать намного труднее. А главное, такое рисование дает ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования позволяет развить в ребенке наблюдательность, активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально – положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию творческого воображения и восприятия, способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы.
Разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки. Так, например, тонкая графическая работа способствует лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а живописные техники формируют свободу и раскованность всей руки. Поэтому, мы решаем ещё одну важную задачу – подготовка руки к письму.
Пользуясь диагностикой уровня творческого воображения (разработанной О.М.Дьяченко), могу отметить, что работы детей стали более оригинальными, необычными, разнообразными и красочными. Ребятам легче дается создание нового образа, появляется желание фантазировать, придумывать новое и необычное.