Чтение художественной литературы детям является одним из главных средств открытия им окружающего мира, развития мышления, творческого воображения. В процессе чтения у детей формируется желание сообщить взрослым о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Первыми литературными произведениями, с которыми встречаются дети, являются разные виды устного народного творчества: сказки, песенки и потешки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль сказок в развитии ребенка»
Чтение художественной литературы детям является одним из главных средств открытия им окружающего мира, развития мышления, творческого воображения.
В процессе чтения у детей формируется желание сообщить взрослым о своих впечатлениях, о виденном и пережитом. Первыми литературными произведениями, с которыми встречаются дети, являются разные виды устного народного творчества: сказки, песенки и потешки. Они передаются от одного поколения к другому и служат для малышей источником информации и шаблоном образования основных форм поведения.
Примерно с 5-6 месяцев при чтении песенок, считалок, потешек необходимо совершать соответствующие действия с малышом (сгибать и разгибать пальчики, ручки, ножки, поглаживание ребенка и т.д.) Вспомним некоторые потешки, развивающие не только познавательные процессы у малыша (слуховое восприятие, память, внимание), но и мелкую моторику руки:
"Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел, песни пел!"
"Уж ты, котенька - коток,
Котик – серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусок пирога"
Чтение или пересказ сказки не только создает настрой на совместную деятельность ребенка и взрослого, но и расширяет представление детей о существующем мире. Слушая сказку, ребенок приобретает новый опыт, у него развиваются и закрепляются новые качества (доброта, отзывчивость, сопереживание, трудолюбие и т.д.).
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами: 1) в сказках нет обучения и нравоучений; 2)главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде; 3) дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло; 4) тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций - ознакомительную, коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь).
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети сравнивают себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает сравнивать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила.
При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
Дети обожают победу слабого, но хорошего человека.
Успеха Вам в совместном чтении!!!
Уважаемые родители!
Если Вашему ребенку необходима помощь,
обращайтесь по адресу: г. Омск, Камерный переулок, 16 А.
Телефон: 56-02-64
Материал подготовлен:
социальным педагогом
Гродобоевой А.В.
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"