Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Семья - источник вдохновения»»
Родительское собрание «Семья - источник вдохновения»
Ход и содержание.
Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В.А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Воспитатель: Семья – источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе.
Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Итак, тема род. собрания «Семья – источник вдохновения». Откуда ребенку взять примеры для жизни, где узнать что-то новое и на кого быть похожим? Кто должен воспитывать ребенка и где? Эти вопросы часто задают родители. Самое распространенное мнение на этот счет – дет. сад и школа. Ведь именно там дети проводят большую часть своего времени. Однако, согласно Закону РФ об образовании, ст. 18
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»,
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.»,
п. 3. «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.»
Конечно, нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Игра называется «Пойми меня». Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.
Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд) У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос. Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.
1 тур Разминка «Мудрые мысли»
Воспитатель: С давних пор о доме и семье говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли пословицы и поговорки о семье. А вы знаете пословицы о семье? Вы должны найти вторую часть пословицы.
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Семья без детей, что… (часы без гирьки).
Дерево держится корнями, … (а человек семьей).
Где любовь да совет… (там и горя нет).
На что и клад, коли… (в семье лад).
Семьей дорожить - … (счастливым быть).
Вместе тесно, … (да врозь скучно).
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
Отца с матерью почитать - … (горя не знать).
За общим столом … (еда вкуснее).
Семейный горшок… (всегда кипит).
В гостях хорошо, а дома… (лучше).
Не будет добра, коли … (в семье вражда).
Не красна изба углами, а красна… (пирогами).
Семья в куче, … (не страшна и туча).
Дети не в тягость, а в… (радость).
Когда семья вместе, и сердце… (на месте).
На свете всё найдёшь, кроме… (отца с матерью).
Мать кормит детей, как земля… (людей).
Везде хорошо, … (но дома лучше).
Человек без семьи, … (что дерево без плодов).
У кого есть бабушка и дед, тот… (не ведает бед).
Семья - это… (семь я).
Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил) Человек без воспитания – …(тело без души) Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло) Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом) Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает) Лучше плакать в детстве,…(чем в старости) Добрый пример лучше… (ста слов) Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается) Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь) На что и клад, коли… (в семье лад) Семья сильна, когда… (над ней крыша одна) Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)
2 тур Мир наших увлечений
Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком и т.д. (Время выполнения 2 мин.) Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).
3 тур «Ассоциации»
Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления. — Если семья — это постройка, то она … — Если семья — это цвет, то она … — Если семья — это музыка, то она … — Если семья — это геометрическая фигура, то она … — Если семья — это название фильма, то она … — Если семья — это настроение, то она … -Если семья – это страна, то она называется -Если семья – это фрукт, то это… -Если семья – это известный литературный.персонаж, то это…. -Если семья – это животное, то это….
Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.
4 тур Карусель проблем
Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.
• Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы? (Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).
• За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышанье: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы? (Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)
5 тур Решаем конфликт
Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).
Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.
Предлагаю разрешить конфликт первой команде: • Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!
Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.
(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)
Следующая проблемная ситуация для второй команды: • Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал. Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу. Рома: «Ну, пожалуйста… Папа: «Займись делом!
Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?
(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).
6 тур Игрушки
Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.
Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.
Ведущий: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают.
Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Подведение итогов
Воспитатель: А теперь давайте «включим» все наше воображение, окунемся в мир детства и приготовимся к полету… на Марс! Представим на секунду, что возможно нам больше не удастся вернуться на Землю. Взять с собой на Марс можно только самое дорогое, что у вас есть. Но только три вещи: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. (Желающие от каждой команды высказывают свои мысли).
И вот мы оказались на Марсе! Все самое главное вы с собой взяли, осталось построить дом. Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой. Команды соревнуются в постройке дома. Ведущий подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении:
Но всё-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению.
- Закончить наш вечер-встречу я бы хотела таким прекрасным стихотворением о семье:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!
Причины «плохого» поведения ребенка и стратегии поведения родителей при этом:
ПРИЧИНА
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ
В ЧЕМ ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ
ТАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ
СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ЦЕЛОМ
НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ
Ребенок назойливо пристает с бессмысленными вопросами
Ребенку уделяется слишком мало внимания
Спокойно обсудите с ним проступок и выскажете свое недовольство
Выделите время в течение дня для общения
БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
Ребенок часто спорит и проявляет упрямство (вредничает)
Часто лжет
Ребенка слишком контролируют (психологически давят)
Уступите
Попробуйте предложить компромисс
Не пытайтесь его победить
Предложите выбор
МЕСТЬ
Ребенок грубит
Жесток по отношению к слабым
Портит вещи
Мелкое, незаметное унижение («отстань!
Ты еще маленький!»)
Проанализируйте, в чем кроется причина брошенного вызова
Не мстите ему сами в ответ
Старайтесь наладить контакт
УКЛОНЕНИЕ
Ребенок отказывается от любых предложений, ни в чем не хочет участвовать