Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Развитие самостоятельности и инициативности у дошкольников"»
Родительское собрание:
Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
Цель: повышение компетентности родителей в области развития самостоятельности и инициативности дошкольника.
Задачи:
Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка посредством индивидуальной мини-диагностики.
Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.
Добрый вечер. Для начала предлагаю игру -разминку «Собери фразу».
Предлагаем вам разделиться на две команды, у вас на столах лежат фломастеры разного цвета, соберитесь в команды по цвету.. Каждая команда получит слова на отдельных листочках. Ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло. Фраза №1: «Не воспитывай детей, все равно они будут похожи на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)
Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)
Обсуждение фраз. Попробуем в ходе нашей встречи объяснить каким образом они причастны к теме нашей встречи. Тема звучит так - : Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников.
Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.
Что такое гиперопека? В чем она выражается? (Выслушиваются высказывания родителей, затем подводится итог, родителям раздаются памятки)
Гиперопека:
-ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;
-родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
-родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
- готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);
-ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
-ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
- Пожалуйста, поделитесь своим опытом, какие методы вы применяете для развития самостоятельности своих ребятишек. ( Родители могут рассказать о своем опыте)
Я тоже хочу поделиться с вами некоторыми методами и приемами, которые помогают мне в работе, и надеюсь, помогут вам развить в своих детях самостоятельность и инициативность.
Важным условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я стараюсь использовать педагогическое общение, основанное на принципах понимания, терпимости и упорядоченности деятельности. Советую и вам быть для ребенка не начальником и командиром, а партнером в игре или в любой другой деятельности, даже в повседневной жизни.
Есть замечательным приемом – ритуал планирования самостоятельной деятельности.
Утром вы ведете ребёнка в детский сад, и спрашиваете его о том, чем сегодня он будет заниматься в детском саду. И сами тоже расскажите о своих планах на сегодня. Вечером забираете ребёнка с детского сада, и спрашиваете, что ему удалось сделать, а что нет.
Еще один интересный прием - «Три варианта». этот прием для формирования у детей самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций.
Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о помощи. Вы ему говорите: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым даете ему информацию к размышлению, подсказываете варианты решения.
Бывают ситуации когда у ребёнка нет желания к какой -либо совместной деятельности. Говорю, что в данной ситуации у ребёнка есть 2 варианта выбора и к чему ведут они.
Чаще это происходит с Савелием, Сашей Н. Дашей Р.
Несмотря на то, что ребенок должен стремиться к самостоятельности, (но важно чем он занят самостоятельно, какие у него желания смотреть телевизор, компьютер) важно чтобы ребёнок учился занимать себя полезными делами) его необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, ориентирует его на достижение цели. (Серёжа, Кирилл)
Поэтому при организации детской деятельности всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги товарищу», «Подскажи товарищу» «Помоги мне» , «Научи меня», «Покажем маме».
Психологи утверждают, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. (Проявляют творчество Даша З. Даша Р. Богдан, Ника, Матвей, Максим, Диана Д, СоняТ, Соня Л, Маша М.)
Поэтому стараюсь давать детям время для самостоятельной деятельности., когда каждый из детей мог бы, активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал.
Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью.