Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи детей раннего возраста
Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи детей раннего возраста
Здравствуйте коллеги! Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего дошкольного возраста. Возраст моих деток от 1,5 до 3 лет, именно этот период, на мой взгляд, является наиболее благоприятным для активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи детей раннего возраста »
Рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию речи детей раннего возраста
Здравствуйте коллеги! Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего дошкольного возраста. Возраст моих деток от 1,5 до 3 лет, именно этот период, на мой взгляд, является наиболее благоприятным для активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи детей. Развивая речь, мы затрагиваем решение задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшей жизни.
В своей работе по развитию речи с детьми раннего возраста я использую малые формы фольклора – сказки, колыбельные песенки, потешки.
При использование малых форм фольклора (сказки, колыбельные песенки, потешки) как средства развития речи детей раннего возраста в ДОУ, я использую следующее методы: - чтение художественной литературы; - беседы по содержанию литературных произведений; - беседы о любимых сказках и их героях; - просмотр иллюстраций к сказкам; - исполнение колыбельных песенок перед дневным сном, - использование потешек в течении всего дня.
Хочу, с вами поделится, следующими рекомендациями при использовании малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
На мой взгляд, сказки нужно читать в первой половине дня во время непосредственно образовательной деятельности, по художественной литературе. Каждую сказку нужно рассматривать и повторять в течение всей недели. Читать нужно эмоционально, интонационно для того, что бы всё большее число детей принимало участие в слушании произведений. При чтении разнообразные интонации формируют у детей представления об особенностях того или иного героя, ребята очень быстро представляют всю ситуацию где происходят события, сочувствуют героям. Все это способствует полноценному восприятию произведения ребенком, побуждению его к рассуждениям, качественному запоминанию, к оценке содержания, их действий.
После прочтения каждой сказки я использую беседу по сказке, вопросы которые я детям задаю, помогают лучше запомнить сказку, а так же героев сказки.
Читая сказку нужно сосредотачивать внимание детей на характер героев, на приемах передачи настроения, на композиционном построении, что, в свою очередь также помогает детям запоминать текст произведения.
Очень хорошо когда с ребятами педагог разговаривает о их любимых сказках, обсуждают, какие герои им больше всего нравятся, кого они могут и хотят изобразить голосом и мимикой.
После обсуждения я предлагаю ребятам посмотреть иллюстрации к сказкам, уделяю внимание ни только на происходящие события в сказке но и на отдельных героев в сказке, рассказываю как выглядят герои, цвет их шубки, где они находятся, как они настроены положительно или отрицательно, и обязательно предлагаю детям продемонстрировать, например походку «хитрой лисы».
Колыбельные песенки я использую перед дневным сном детей, а так же во время свободных игр детей, а именно при игре в «дочки матери», напеваем вместе с детьми колыбельные песни куклам.
На многих детей, перед сном, очень хорошо действуют колыбельные песни, удивительно мягкая, музыкальная, нежная и образная русская речь, которую я сопровождаю поглаживанием, покачиванием, похлопыванием, ребятам доставляет большое удовольствие. При укладывании спать я использую следующие колыбельные песенки: «Баю - бай», «Люли-люли», «Колыбельная котику» (С. Северный).
Колыбельные песни положительно влияют на сон, ребята быстро засыпают, но моя задача заключается в развитие речи детей, и поэтому нужно учитывать все приемы пения колыбельных песенок.
Лучше всего использовать одни и те же колыбельные песенки, для того что бы ребята запомнили повторяющиеся звукосочетания, фразы и звукоподражания, так как благодаря этому развивается фонематический слух, а так же ребята запоминают слова и выражения колыбельных песен, что способствует развитию памяти. Так же для развития фонематического слуха лучше петь колыбельные песенки интонационно, разными голосами.
Так же я использую потешки. Потешки очень хорошо использовать в режимных моментах с детьми, так как стишки эти просты они влияют как на двигательные функции, но и на развитие ребенка в целом. Ребенок запоминает текст, пытается повторить его, то есть идет процесс развития речи. Потешка для ребенка должна быть в первую очередь простой, ритмичной, коротенькой. Прежде чем использовать потешки, нужно тщательно подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей, составить картотеку, подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями. Например, при умывании - «Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки», «От водички, от водицы, Все улыбками искрится», «Не боимся мы воды», при одевании - «Наша Катя маленька. На ней шубка аленька», после сна - «Потягуси, потягуси. Полетели низко гуси», «Петя, Петя, петушок. Золотой гребешок», перед завтраком, обедом, полдником - «Тень-тень - потетень. В огороде-то плетень», «Баба сеяла горох», при успокаивании малышей - «Ты, Катенька, не плач, Я куплю тебе калач».
Потешки нужно читать напевно, плавно, звонко, ритмично, тем самым вызывая у ребят желание повторить, запомнить потешку, что в свою очередь способствует развитию речи.
Ребята очень эмоционально, радостно воспринимают потешки, каждая потешка должна сопровождаться поглаживанием, разведением рук в стороны, помахивание кистями, движение пальцами рук, что способствует не только развитию речи, но и несет в себе целый ряд медицинский комплекс упражнений, что немало важно для здоровья малышей.