kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стресс. Пути выхода из стрессовой ситуации Содержание Введение………………………………………………………………….3 1. Понятие стресса. Основные причины возникновения.………….4 2. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса……………………………………………………………………….8 3. Причины и признаки стрессового напряжения………………. 11 Заключение……………………………………………………………… Список литературы……………………………………………………… Введение Стресс- это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний для человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п. ) психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка). Независимо от разновидности стрессоров психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом и поведенческом уровнях. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется процессы восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку. Исходя из сказанного, очевидна актуальность понимания обозначенной проблемы педагогами. Поскольку стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы часто даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс - наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже, если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет. 1. Понятие стресса. Основные причины возникновения В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться? Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы, вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и разные эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас волновать:несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит только не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения профилактики стресса у педагогов, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс в процессе профессиональной деятельности. Необходимо знать эти факторы и уделять им особое внимание. Это поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность педагогического труда, а также достигать с минимальными потерями для организма целей организации деятельности с минимальными психологическими и физическими потерями. По словам Г. Селье, стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или нет ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя, окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость [3, с. 79]. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое состояние к новой ситуации может быть одинаковым. Иногда стресс можем быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физическое или психическое заболевание. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физическое недомогание, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни. Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При этом стрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеем тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время [Рогов Е.И. с. 80]. Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми. Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию. Семейный стресс включает в себя все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней - работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь или смерть в семье, алкоголизм, развод. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса. Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей,- например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация. Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий- загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума. Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса. Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточного внимания, но и связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида. Таким образом, нами рассмотрена общие подходы с понятию «стресс», его роль в жизни человека, влияние на психологическое здоровье человека. 2. Причины, признаки и факторы стрессового напряжения Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью или личными событиями личной жизни человека. Рассмотрим те факторы, которые чаще всего вызывают стресс. 1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это называется МАЛ- АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний. 2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть переходящей. Две другие подчинены воли человека. 3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.(спорт, музыка, работа на огороде или в саду, коллекционирование) 4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда когда не происходит никакого физического воздействия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются - вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность, в организме возникает тревога и в ответ на нее- вы готовитесь противостоять. Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации- это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная – вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизируете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает СТРЕСС… То же самое происходит при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении - не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше и больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого- состояние стресса. Признаками стрессового состояния могут быть: ? Невозможность сосредоточится на чем-то ? Слишком частые ошибки в работе ? Ухудшается память ? Слишком часто возникает чувство усталости ? Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). ? Повышенная возбудимость ? Работа не доставляет радости ? Пристрастие к алкогольным напиткам ? Увеличение выкуренных сигарет ? Пропадает аппетит - потерян вкус к еде ? Невозможность закончить работу. Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, но необходимо внимательно изучить его причины. Причины стрессового напряжения. ? Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а, то что нужно, что входит в наши обязанности. ? Постоянно не хватает времени - не успеваем ничего сделать. ? Нам постоянно хочется спать - никак не можем выспаться. ? Очень много курим. ? Потребляем алкоголя больше, чем обычно. ? Нам ничего не нравится. ? Дома, в семье постоянные конфликты. ? Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью. ? Делаем долги, даже не зная как с ними расплатиться. ? Появляется комплекс неполноценности. ? Не с кем поговорить о своих проблемах, да нет особого желания. ? Мы не чувствуем уважения к себе - ни дома, ни на раб Заключение Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор- друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор- от которого можно легко отмахнуться через час –другой попросту забыть или не вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается стрессор- враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно- сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызывать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«реферат »

15









Стресс. Пути выхода из стрессовой ситуации

























Содержание



Введение…………………………………………………………………..3

  1. Понятие стресса. Основные причины возникновения.…………..4

2. Стресс и фрустрация. Физиологические механизмы стресса………………………………………………………………………..8

  1. Причины и признаки стрессового напряжения……………….. 11

Заключение………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………

















Введение

Стресс- это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний для человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п. ) психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка).

Независимо от разновидности стрессоров психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом и поведенческом уровнях. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется процессы восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение.

Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку.

Исходя из сказанного, очевидна актуальность понимания обозначенной проблемы педагогами.

Поскольку стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, мы часто даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс - наш ежедневный «попутчик», поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже, если мы совершенно не ощущаем его воздействия, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет.


  1. Понятие стресса. Основные причины возникновения


В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться?

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы, вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и разные эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас волновать:несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит только не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения профилактики стресса у педагогов, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс в процессе профессиональной деятельности. Необходимо знать эти факторы и уделять им особое внимание. Это поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность педагогического труда, а также достигать с минимальными потерями для организма целей организации деятельности с минимальными психологическими и физическими потерями.

По словам Г. Селье, стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или нет ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя, окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость [3, с. 79].

Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессовое состояние к новой ситуации может быть одинаковым.

Иногда стресс можем быть полезным, так как помогает в случае необходимости задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению, которое может вызвать физическое или психическое заболевание. Очень часто люди обращаются к врачу с жалобами на физическое недомогание, тогда как реальной причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин, вызывающих болезни.

Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие.

Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм) и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При этом стрессе происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке имеем тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее время [Рогов Е.И. с. 80].

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает в себя все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней - работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь или смерть в семье, алкоголизм, развод.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей,- например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий- загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточного внимания, но и связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.

Таким образом, нами рассмотрена общие подходы с понятию «стресс», его роль в жизни человека, влияние на психологическое здоровье человека.



  1. Причины, признаки и факторы стрессового напряжения

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, деятельностью или личными событиями личной жизни человека.

Рассмотрим те факторы, которые чаще всего вызывают стресс.

  1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это называется МАЛ- АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

  1. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть переходящей.

Две другие подчинены воли человека.

  1. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.(спорт, музыка, работа на огороде или в саду, коллекционирование)

  2. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда когда не происходит никакого физического воздействия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются - вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность, в организме возникает тревога и в ответ на нее- вы готовитесь противостоять.

Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации- это пришлось испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник конфликт с начальником. Ситуация стандартная – вы бы рады сделать то, что от вас хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизируете все свои внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия расходуется как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление автоматической естественной реакции на «давление» свыше. Нарастают внутреннее напряжение, злость проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными словами наступает СТРЕСС…

То же самое происходит при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном напряжении - не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше и больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает домашний конфликт. И как результат этого- состояние стресса.

Признаками стрессового состояния могут быть:

  • Невозможность сосредоточится на чем-то

  • Слишком частые ошибки в работе

  • Ухудшается память

  • Слишком часто возникает чувство усталости

  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

  • Повышенная возбудимость

  • Работа не доставляет радости

  • Пристрастие к алкогольным напиткам

  • Увеличение выкуренных сигарет

  • Пропадает аппетит - потерян вкус к еде

  • Невозможность закончить работу.

Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, но необходимо внимательно изучить его причины.

Причины стрессового напряжения.

  • Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а, то что нужно, что входит в наши обязанности.

  • Постоянно не хватает времени - не успеваем ничего сделать.

  • Нам постоянно хочется спать - никак не можем выспаться.

  • Очень много курим.

  • Потребляем алкоголя больше, чем обычно.

  • Нам ничего не нравится.

  • Дома, в семье постоянные конфликты.

  • Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью.

  • Делаем долги, даже не зная как с ними расплатиться.

  • Появляется комплекс неполноценности.

  • Не с кем поговорить о своих проблемах, да нет особого желания.

  • Мы не чувствуем уважения к себе - ни дома, ни на работе.


4. Способы выхода из стресса

Еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение», А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

Первым дал определение стрессу канадский физиолог Ганс Селье. Согласно его определению, стресс- это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организм может противостоять стрессу и управлять им?

Что может быть противопоставлено стрессу?

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

  • Первая группа - включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой

  • Вторая группа - аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

  • Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Оптимальный способ выхода из затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устраивать разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них охарактеризовать словом «зато». Суть его - суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения - доказать себе, что »могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу.

Одним из лучших способов успокоения - это общение с близким человеком, когда можно, во - первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Важный способ снятия напряжения - это активизация чувства юмора. Суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быт серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной жизненной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что его называют даже »стационарным бегом трусцой».

Рассмотрим возможные способы борьбы со стрессом:

- Релаксация;

-Концентрация;

-Ауторегуляция дыхания;














Заключение


Можно ли жить без стресса?

Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Значительно труднее попытаться решить проблему: «Как жить в условиях стресса?» Однако стрессоры бывают разными: стрессор- друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор- от которого можно легко отмахнуться через час –другой попросту забыть или не вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается стрессор- враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно- сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызывать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.


























Список литературы


  1. Стресс жизни: Сборник / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов [О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней].- Спб,: ТОО «Лейла», 1994.-384с.

  2. Бодров, В.А. Информационный стресс[ Текст]: учебн, пособие / В.А. Бодров - М.: Просвещение, 2000.- 352с.

  3. Коган, Б.М. Стресс и адаптация[Текст] учеб, пособие / Б.М Коган - М.: Знание, 1980. №10.

  4. Рогов, Е.И. Эмоции и воля. [Текст] учеб, пособие / Е.И. Рогов- М.: Просвещение, 1999.-240с.

  5. Столяренко. Основы психологии. [Текст] учеб, пособие / Столяренко -М.: Просвещение, 1998.-159с.

  6. Черепанова Е. «Психологический стресс: помоги себе и ребенку» [Текст] учебн. пособие / Е. Черепанова - М.: Знание, 2000.-259с.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
реферат

Автор: Балыбина Татьяна Николаевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Методическое пособие   "Рекомендации по написанию реферата" "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskoie-posobiie-riekomiendatsii-po-napisaniiu-riefierata"
    ["file_id"] => string(6) "127911"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415385003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Общие требование к реферату"
    ["seo_title"] => string(30) "obshchie_trebovanie_k_referatu"
    ["file_id"] => string(6) "506735"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554952271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методические рекомендации как написать "Реферат" "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-kak-napisat-riefierat"
    ["file_id"] => string(6) "178330"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424802047"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Реферат. Список использованных источников "
    ["seo_title"] => string(44) "riefierat-spisok-ispol-zovannykh-istochnikov"
    ["file_id"] => string(6) "184061"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425992624"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документа"
    ["seo_title"] => string(75) "oformlenie_referata_kak_primer_avtomatizatsii_protsessa_sozdaniia_dokumenta"
    ["file_id"] => string(6) "586129"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1630428421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства