«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».»
Родительское собрание: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. (Пример). На кормушку прилетело много снегирей, воробьёв синиц. На кормушку прилетело много снегерёв, воробьёв, синицов. Словообразование. Игра «Какой, какая, какое» Пирог из капусты или какой пирог, сок из моркови или какой сок, запеканка из творога или какая запеканка. Образуйте от слова шёл новые слова – пришёл, зашёл, ушёл и т.д. Страдает у детей этого возраста согласование существительных с числительными. Например: посчитаем снегирей.
В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 3000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением. Антонимы: друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать; слова, близкие по смыслу, — синонимы: ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный.
Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].
В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. На этом я долго останавливаться не буду. Предлагаю Вам взять домой памятки с играми для развития фонематического слуха. Хорошо развитый фонематический слух в дальнейшем способствует успешному обучению чтению и письму. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и со взрослыми. Поэтому основная задача родителей. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
«Почему возникают речевые нарушения». Выступление логопеда на вводном родительском собрании. «Почему возникают речевые нарушения». Выступление логопеда на вводном родительском собрании
Здравствуйте, дорогие родители.
Меня зовут. Я работаю логопедом в группе. Мой график работы ежедневно с 8 до 12.
Сейчас бы я хотела обратить ваше внимание на всех специалистов, которые будут заниматься с вашими детьми и помогут преодолеть проблемы в развитии:
Воспитатели:
Логопед
Инструктор по физ-ре:
Музыкальный руководитель:
Психолог:
Массажист:
Каждый из них внесет крупинку в развитие полноценной, всесторонне развитой личности.
Скажите, пожалуйста, в какую группу вы попали? (в группу с нарушением речи, с ОНР, сюда попадают дети у которых нарушены все компоненты речевой деятельности: бедный словарь, нарушения лексико – грамматического строя речи /н-р: огурец-огурчик/, нарушено звукопроизношение, связная речь)
Но! Многие родители ошибаются, когда думают, что отдав ребенка в группу с задержкой речевого развития, они избавляются или частично освобождаются от существующих проблем. Все таки главным помощником своему ребенку станете вы сами, если отнесетесь к моим словам очень серьезно. Вы должны помнить, что любое нарушение речи:
1. Жестикуляция вместо произношения;
2. Активный словарь очень беден;
3. Ребенок говорит очень много, но его речь не понятна окружающим
Все это в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка.
Недооценка своевременного исправления речевых недостатков у детей приводит в последствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Что грозит отставанием в школе. Вины ребенка здесь не будет. Виноваты только родители, считавшие что малыш вырастет и «выговорится». Речевые нарушения в старшем дошкольном возрасте и впоследствии ведут к комплексованию, неуверенности в себе (что немаловажно в наше время).
Некоторые родители очень сильно испуганы, когда говорят «задержка речевого развития» НЕ ВПАДАЙТЕ ВПАНИКУ! Такое заключение ни в коем случае не означает умственную неполноценность малыша. Преодолеть все трудности помогут систематические занятия (специалистов и родителей). Т. е. беспричинное отсутствие в д/с не допустимо для коррекции тех или иных недостатков.
Вы, наверно не раз задавались таким вопросом: «А почему у моего ребенка возникло нарушение речи». Причин очень много и они разнообразны. Но по статистике 85% детей с речевыми нарушениями имеют отягощенный анамнез. Н-р:
- в 7 недель – токсикоз;
- в 14 недель – анемия;
- в 21 неделю – инфицирование плаценты;
- в 23 неделю – ОРЗ;
- в 25 недель – угроза прерывания;
- в 31 неделю – давление.
Очень важно, как проходили роды:
o Какие они были
Срочные
Затяжные
o Какие были воды
Светлые
Зелёные
o Какую оценку получил по Апгару
Осмотр новорожденных. Шкала Апгар
Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит в оценке его адаптации к внеутробным условиям сосуществования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам.
В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные цифры складывают. Нормальной считается оценка по шкале Апгар в 9—10 баллов. Если оценка немного снижена и соответствует 7—8 баллам, то это свидетельствует о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксии плода, что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции и церебрастеническому синдрому. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности ребенка, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.
Приступая к осмотру новорожденного, следует учитывать, что некоторые безусловные рефлексы быстро исчезают, поэтому важно своевременно их зафиксировать. Поражения нервной системы помогут выявить и основные дизэмбриогенетические стигмы. Важное значение имеет общий осмотр
oБыло ли обвитие пуповиной вокруг шейки (асфиксия)
В большинстве случаев детям с задержкой речевого развития требуется консультация невропатолога. Ведь один из распространенных диагнозов на сегодняшний день – ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Опять же этот диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен сильно пугать. Но нельзя все оставить, как есть. Вам необходимо наблюдать за ребенком и выполнять все рекомендации врача – невропатолога. Часто ПЭП, особенно не долеченный, становится причиной речевых нарушений.
Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный
Сейчас хотелось бы остановиться на том, какие трудности возникают у родителей дома занимаясь с детьми:
o Нежелание заниматься – нужно заинтересовать ребенка. Важно помнить, что основной вид деятельности детей – игра. Можно отправиться в путешествие в Сказочное Королевство или в гости к колобку. Возможно, Вам придется ходить за малышом по комнате, показывая ему картинки.
o Не систематичность занятий – для достижения результатов необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводить:
- Игры на развитие мелкой моторики;
- Артикуляционная гимнастика;
- Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- Игры на формирование лексико – грамматических категорий.
o Переутомление малыша – занятия начинать с 3 –5 мин. в день, постепенно увеличивая время до 15 мин.
o Трудность усвоения воспринимаемого материала – нужно пользоваться наглядным материалом, т. к. детям трудно воспринимать слово, оторванное от изображения.
o Частое использования слова «неправильно» - нужно поддерживать все начинания малыша, хвалить даже за незначительные успехи.
o Неправильное общение – говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
o Требование сразу правильного произношения – этого делать не надо. Если ребенок назвал поезд ту – ту, подтвердите его ответ двумя вариантами: «Да, это поезд, ту-ту»
o Желание сразу выучить, повторить все – дома надо заниматься по той лексической теме, которая идет в д/с. Лексическую тему недели вы сможете увидеть в уголке логопеда.
o Не взяли папку – каждый четверг я выдаю папку взаимодействия логопеда с родителями, которую нужно вернуть в понедельник.
Свое выступление хотелось закончить тем, что надо принести на занятия:
Бинт 45/29 - в упаковке;
Стерильные салфетки;
Зубную щетку,
Выступление на родительском собрании в старшей группе «Готовность речевой сферы к обучению школе».
К моменту поступления в школу ребенок много чего должен знать и уметь.
- Должен иметь хорошее, четкое произнесение звуков (т. е. выговаривать правильно и четко все звуки русского языка, не путать и не смешивать их в самостоятельной речи). Это наиболее заметный внешне фактор речевого развития ребенка. К 6-7 годам, как правило, ребенок сам овладевает навыком правильного звукопроизношения. Если самостоятельно звукопроизношение не формируется, то необходима специальная коррекция, проводимая специалистом-логопедом. Об этом поговорим чуть позднее.
- Должен слышать и отличать верное и неверное произнесение как чужих, так и собственных звуков, поскольку это- основа самоконтроля за речью, крайне необходимого при формировании письма в начальной школе. Младший школьник пишет так, как он говорит сам и сам себя слышит. А это напрямую связано с формированием адекватной самооценки. Ребенка нужно хвалить, отмечая хорошее в деятельности и поведении ребенка. Но так же необходимо отмечать что-то, что пока еще недостаточно хорошо получилось. В школе с первоклашек обязательно будут требовать дисциплины, послушания и самоконтроля.
- Должен уметь определить наличие или отсутствие заданного звука в слове; определять место звука в слове (начало, середина, конец); определять порядок звуков в слове и подсчитывать их количество. Такая работа регулярно проводится в детском саду воспитателями в рамках подготовки ребенка к обучению грамоте. Родители тоже могут участвовать в этом процессе. Предложите ребенку придумать слова звуком «р»; назвать первый звук в словах (аист, вода, дверь) или последний звук в словах (кот, лиса, забор) ; определить, где находится звук «л» в словах Лапа, паЛка, стоЛ)
- Должен обладать богатым запасом сведений об окружающем мире (о себе, о семье, о природе, о временах года, о времени суток, о животных, птицах, насекомых и т. д.); понимать причинно-следственные отношения окружающих ребенка явлений и правильно оформлять это в речи. Для решения этой задачи необходимо, разговаривая с ребенком, привлекать его внимание к предметам, их цвету, форме, количеству, предназначению. нужно больше беседовать, больше рассуждать с детьми, ставить перед ним проблемные вопросы: «зачем?», «почему?», «как?», «для чего это?».
- Должен уметь пользоваться развернутой распространенной фразой, т. е. отвечать на заданный вопрос полным ответом; верно и четко проговаривать окончания слов во фразе. Уметь самостоятельно пересказать незнакомый текст и составить рассказ по серии сюжетных картинок. Для формирования таких навыков нужно как можно больше читать детям, а потом беседовать о прочитанном; задавать вопросы, побуждать его самого задавать вопросы. А отвечать на детский вопрос следует доступно, простыми, понятными ребенку словами, достаточно подробно. И необходимо постоянно помнить о том, что речь взрослого – это образец для подражания ребенку.
Логопедическая помощь ребенку предлагается в следующих формах:
- логопедическая группа или специализированный детский сад
в такой форме оказывается логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. такие дети, получив направление городской ПМПК, должны встать на очередь в учреждение такой специализации, дождаться своей очереди и поступить специальную группу. Основной специалист в группе – логопед. Основная программа - коррекция речевых недостатков.
- логопед поликлиники.
Эта форма логопедической помощи выбирается самостоятельно родителями и проходит по принципу посещения доктора в поликлинике. Вас осматривают, дают вам рецепт- задание и отправляют домой самостоятельно пытаться добиться желаемого результата. Далее следует новое посещение поликлинического логопеда.
-логопункт в детском саду
Данная форма логопедической помощи предполагает наличие одного специалиста-логопеда на весь детский сад. Логопед обследует, анализирует состояние речевого развития всех детей в детском саду. Планирует сроки, необходимые для коррекции речи, нуждающихся в такой помощи, детей.
И осуществляет коррекцию речевых нарушений к моменту поступления ребенка в школу. Занятия при такой форме логопедического воздействия проводятся с детьми старших и подготовительных групп.
Всем нуждающимся в коррекции речи дошкольникам будет предоставлена необходимая логопедическая помощь.
Хотелось бы отметить значение и необходимость участия родителей в коррекционном процессе. Вы должны знать, чем занимаются с вашим ребенком, контролировать формирование, закрепление верного произнесения звуков, отслеживать применение навыков хорошего произношения дома, вне логопедических занятий. Для этого вам будет предложен ряд домашних заданий. Ваше участие в процессе коррекции и ваш контроль за применением, полученных в логопедической коррекции навыков окажет неоценимую помощь вашему ребенку в пути овладения полноценной речью.
Выступление на родительском собраниив старшей логопедической группе
на тему: «Речь ребенка 5-6 лет: особенности речевого развития и общения».
Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним. Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено. В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно. А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание. Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение. В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется.
Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью. Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности. Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Речь в данном случае показывает сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста. Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом. Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи. До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает несформированность речи. У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют. Что можно сказать о компонентах речевой активности? М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся: скорость проявления речевых реакций во время диалога, подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов, быстрота выбора слов, особенности высказываний. А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа. В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение. В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности. 5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах. Построение структуры предложений Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи. Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности. На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются. В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола. Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка. Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников. Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной. Диалогическая речь дошкольников Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается. Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра, которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.
До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.