Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Проект посвящен созданию мнемотаблиц по сказкам известного Муромского сказочника И.Н. Климова, которые являются эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 комбинированного вида»
Проект
«Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста»
Возраст детей: 4-5 лет.
Автор:
Дихтяренко Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Округ Муром 2018 год.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ «Пчелка – 2018»
Номинация
Дидактическое обеспечение реализации регионального компонента в образовательной деятельности ДОО.
Название работы
Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Наименование организации заявителя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 комбинированного вида»
Проект соответствует ФГОС дошкольного образования.
Проект посвящен созданию мнемотаблиц по сказкам известного Муромского сказочника И.Н. Климова, которые являются эффективным средством познавательно-речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 комбинированного вида» было построено в 1986 году, пущено в эксплуатацию – 11 ноября 1986 года.
С 1986 года по июль 2000 года находился в ведомстве ОАО «Муромтепловоз». С июля 2000 года детский сад передан в городской отдел народного образования.
В 2015 году прошла реорганизация Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 62 комбинированного вида» путем присоединения к нему Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 158».
Учредитель детского сада № 62 – Управление образования администрации округа Муром – Раевская Ирина Игоревна.
Заведующий МБДОУ – Тювикова Валентина Иванова.
Адрес МБДОУ: 602252, город Муром, Владимирской области, Кооперативный проезд, 5.
Телефон: (8 –49234) 4-79-30
Адрес сайта в интернете: http://ds62.murom.info
В детском саду функционирует 18 групп, из них:
15 групп общеразвивающей направленности:
2 группы раннего возраста;
4 первые младшие группы;
2 вторые младшие группы;
3 средние группы;
4 старшие группы;
3 подготовительные к школе группы;
одна адаптационная группа;
две группы оздоровительной направленности для часто болеющих детей:
одна подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Численный состав контингента воспитанников
на 01.01.1018 года:
394 воспитанника.
Педагогический состав.
Численный состав педагогов 33 человека, из них:
1 заведующий,
1 старший воспитатель,
25 воспитателей,
1 учитель-логопед,
1 педагог-психолог,
3 музыкальных руководителя,
1 инструктор по физкультуре.
Уровень квалификационной категории:
Квалификация Проценты, количество педагогов
Высшая квалификационная
категория 27% - 9 человек
I квалификационная категория 55% - 18 человек
Без категории 18% - 6 человек
Уровень образования:
Образование Проценты, количество педагогов
Высшее 36% - 12 человек
Незаконченное высшее 12% - 4 человека
Среднее специальное 52% - 17 человек
Возрастной состав: от 20 до 57 лет.
Педагогический состав.
Численный состав педагогов 33 человека, из них:
1 заведующий,
1 старший воспитатель,
25 воспитателей,
1 учитель-логопед,
1 педагог-психолог,
3 музыкальных руководителя,
1 инструктор по физкультуре.
Уровень квалификационной категории:
Квалификация Проценты, количество педагогов
Высшая квалификационная
категория 27% - 9 человек
I квалификационная
категория 55% - 18 человек
Без категории 18% - 6 человек
Уровень образования:
Образование Проценты, количество педагогов
Высшее 36% - 12 человек
Незаконченное высшее 12% - 4 человека
Среднее специальное 52% - 17 человек
Возрастной состав: от 20 до 57 лет.
Автор проекта:
Дихтяренко Юлия Александровна
Воспитатель.
Образование – высшее, Арзамасский педагогический институт, 2005г.,
Диплом о профессиональной переподготовке по программе дошкольное образование, Муромский педагогический колледж, 2016г
Стаж работы – 2 года.
Педагогический стаж: 5 лет.
Тема проекта: «Мнемотаблицы «Муромские сказки» - дидактическое пособие по развитию познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылки к определению цели детьми: появление в группе новой красочной книги «Муромские сказки».
Актуальность.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени. Поэтому процессы речевого и познавательного развития рассматриваются в современном дошкольном образовании, как общие основы воспитания и развития детей. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Один из таких факторов является дидактическаянаглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выступает создание плана высказывания. Нужно отметить важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Интересны находки таких авторов, как Т. С. Комарова, В.Б.Косминская, Е.И.Васильченко и др.Они предлагают развитие мышления дошкольников, а вместе с тем и развитие речи с использованием мнемотехники или мнемоники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность.
С учетом введения ФГОС ДО, подходы к образованию дошкольников изменились. Сегодня, в соответствии с ФГОС дошкольного образования основное внимание уделяется поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
С позиции ФГОС ДО одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательной активности, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития дошкольников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.
Новизна.
Инновация проекта заключается в целесообразном слиянии мнемотехники со знакомством истории родного края по средствам художественной литературы, а именно сказок замечательного Муромского сказочника Ивана Никитича Климова.
Выявленная проблема:
Важными направлениями в ФГОС ДО являются образовательные области: «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Это владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, а так же развитие интересов детей, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
• трудности в построении монолога: например, пересказ текста своими словами;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно построить краткий или развёрнутый ответ или пересказ;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
недостаточный словарный запас;
• незнание детьми истории родного города.
Наличие этих проблем позволило мне взяться за поэтапную последовательную работу с детьми моей группы.
Цель проекта:
Активизация познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста через знакомство с Муромскими сказками с использованием мнемотаблиц.
Задачи проекта:
- Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
- Создать предметно-развивающую среду для развития речи детей в соответствии с ФГОС ДО ( А именно: разработать мнемотаблицы по Муромским сказкам, изготовить дидактические игры по теме и т.д.)
- Познакомить детей со сказками И.Н.Климова, с историей родного города по средствам художественной литературы.
- Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)
- Развивать творческие способности воспитанников, умение составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира.
- Разработать и реализовать через различные формы и методы перспективный план по использованию мнемотаблиц в работе с детьми
- Помочь родителям осознать ценность домашнего чтения и укрепить детско-родительские отношения.
Этапы работы над проектом:
Система работы над пересказом сказок И.Н.Климова с помощью мнемотехники включает IV этапа:
IЭТАП : Копилка слов. Развитие и активизация словаря при помощи мнемоквадратов.
На данном этапе дети «собирают» новые слова в «копилку», т. е. рисуют или обозначают при помощи символов новые для них слова, знакомятся с историей родного края, с известным Муромским сказочником и его сказками.
Также здесь мы вводим заранее слова, которые будут необходимы, при пересказе конкретной сказки.
Дополнительно проводятся дидактические игры для развития мышления, внимания, и активизации словаря .
Также на этом этапе большая роль отводится работе с родителями:
Консультации на тему «Развиваем память ребёнка», «Читаем ребенку дома», «Знакомство с мнемотехникой»
II ЭТАП: Чтение и далее самостоятельное составление мнемотаблиц.
Суть данного этапа заключается в том, что при чтении сказки на каждую ее часть придумывается (или даётся готовая) картинка-схема; таким образом, вся сказка зарисовывается схематически. По мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей собственной схемы. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит сказку целиком.
IIIЭТАП:Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста сказки.
Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания. С этой целью мы проводили разнообразные упражнения,развивающие речевой слух, речевое дыхание, отчётливое произношение звуков, слов, упражнения на развитие интонационной выразительности.
После проделанной работы детям предоставляется возможность воспроизвести текст с опорой на рисунки.
На данном этапе дети могут применять мнемотаблицы и мнемоквадраты в самостоятельной деятельности. Важная роль отводится развивающей среде. В группе должна быть создана особая атмосфера для творчества детей.
Перспективный план реализации проекта.
№
Мероприятие
Время проведения
Ответственные
1.
Беседа на тему: « Мой город Муром!»
понедельник
Воспитатели,
дети
2.
Создание детской библиотеки « Все о нашем городе»
В течение реализации проекта
дети,
воспитатели
3.
Выставка репродукций картин посвященных родному городу.
В течение реализации проекта
дети,
воспитатели
4.
Непосредственная образовательная деятельность «Муромский сказочник»(познавательная деятельность)
понедельник
Воспитатели,
дети
5.
Дидактические игры для развития внимания,памяти и мышления.
В течение реализации проекта
дети,
воспитатели
6.
Непосредственная образовательная деятельность «Герои сказок»(изобразительная деятельность)
вторник
Воспитатели, дети
7.
Беседа на тему «Сказочники»
вторник
дети,
воспитатели
8.
Непосредственная образовательная деятельность «Пересказ сказки «Илья Муромец» с помощью мнемотаблицы.
(коммуникативная деятельность)
среда
Дети,
воспитатели
9.
Дидактические игры и упражнения на развитие речевого слуха, интонационной выразительности.
В течение реализации проекта
Дети,
Воспитатели
10.
Непосредственная образовательная деятельность «Изготовление масок для инсценировки
сказок»(изобразительная деятельность)
среда
Дети,
воспитатели.
11.
Непосредственная образовательная деятельность « Знакомство со сказкой И.Н.Климова «Баба Яга и внучка»
(коммуникативная деятельность)
четверг
Дети,
воспитатели
12.
Выставка детских рисунков по сказкам Муромского сказочника И.М.Климива.
четверг
Дети,
Воспитатели,
13.
Совместная творческая деятельность с детьми
«Изготовление мнемотаблицы для сказки И.Н.Климова «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
пятница
Воспитатели,
дети
14.
Чтение сказок Муромского сказочника И.Н.Климова
В течение реализации проекта
Воспитатели,
Дети,
15.
Заключительный творческий мини-проект
«Мы герои сказок»
(инсценировка сказок)
пятница
Дети,
Воспитатели,
Муз. руководитель
Изменение образовательной среды
Тема:
План
Центр развития
Предметы (деятельность)
Педагоги
Дети, семья
Центр книги
Внесение книг в группу: В.Чернышов «Муром», «Муромские сказки» в обработке В.Светлозарова, Б.Шергин «Илья Муромец», Е.Михаленко «Сказ про Петра и Февронию, муромских чудотворцев».
Подобрали дома и принесли в детский сад книги и журналы по теме.
В совместной деятельности рассматривали, обсуждали появление новых книг.
Уголок изо -деятельности
Собрали материал для рисования : раскраски, трафареты с изображением былинных героев, церквей.
Материал для совместного изготовления масок для итогового мероприятия.
Центр речевой активности
Центр речевой активности был пополнен дидактическими играми:
- на развитие слухового внимания: «Солнце и дождик»;
на развитие правильного звукопроизношения: «Поспешили- насмешили»;
-на развитие речевого дыхания: «Бабочка, лети!»;
Совместно- изготовленные мнемотаблицы по Муромским сказкам.
Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр:
Подборка дидактических игр
на развитие мышления, внимания и памяти:
«Гуляем по городу», «Запомни картинку», «Кодовый замок».
Дети совместно с родителями изготовили и принесли из дома:
Авторские игры: «Лото.Муром»,
«Узнай картинку».
В совместной деятельности изучили их и поиграли в них.
Центр театрализованных и режиссерских игр:
Изготовили маски для итоговой театрализованной деятельности.
Принесли из дома элементы костюмов для инсценировки сказки.
В совместной деятельности с детьми рассмотрели и обсудили варианты их использования.
Физкультурныцентр
Атрибуты для спортивно-развлекательных игр «Богатыри» и «По лесным дорожкам».
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации: «Развитие памяти ребенка»,
«Читаем ребенку дома», «Знакомство с мнемотехникой».
Результативность
При сравнительном анализе уровня развития связной речи детей группы, проведённого до начала проекта, и после проекта, выявлено, что у 82% детей повысился интерес к художественной литературе, у 78% детей увеличился уровень развития связной речи, а так же дети стали устраивать инсценировки и драматизации текстов, используют таблицы, составляют описательные рассказы в играх, составляют собственные рассказы, придумывают собственные сказки.
В беседах с родителями выяснилось, что они стали чаще читать детям художественную литературу дома ,заинтересовались проблемой развития речи и памяти детей, проявили интерес к методике «мнемотехника»
Используемая литература
1. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005.
2. Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001.
3. «Как коза избушку строила», Санкт-Петербург «Паритет», 2006г «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов;
4. Козаренко В. «Что такое мнемотехника?»
5. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009;