Речевые игры в музыкальной деятельности, как способ развития детей дошкольного возраста
Речевые игры в музыкальной деятельности, как способ развития детей дошкольного возраста
Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является важным в детском саду. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, фонематического слуха, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости и серьезность ее должны осознавать и родители и педагоги. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевые игры в музыкальной деятельности, как способ развития детей дошкольного возраста»
Речевые игры в музыкальной деятельности, как способ
развития детей дошкольного возраста
Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является важным в детском саду. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, фонематического слуха, т.е. способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости и серьезность ее должны осознавать и родители и педагоги. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма - являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982 гг.). Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России. Детям в музыкальные занятия необходимо включать речевые игры и проводить индивидуальные занятия. Речевые игры, применяемые на музыкальных занятиях, решают следующие задачи:
Развитие музыкальных и творческих способностей детей, в том числе:
эмоциональную отзывчивость на музыку;
слуховое внимание;
музыкальную память;
ладовое чувство;
тембровый, звуковысотный и динамический слух;
чувство ритма;
Формирование у детей представления о форме, структуре музыкального произведения.
Развивается звуковая культура речи, связная речь и её грамматический строй.
Улучшается дикция детей.
Способствуют развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
Побуждение детей импровизировать в различных видах деятельности.
Укрепляется голосовой аппарат.
Обучение детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.
Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, различных свистулек, дудочек, шумовых, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»).
Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества- песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные.
Особо внимание следует уделять обыгрыванию различных слогов, фонем, звукоподражаний, словам, понятным только детям, и так называемого «тарабарского» языка – «цынцы-брынцы», «трух-ту-тух», «рики-таки» и др. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его звучанию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения.
Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.
Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Её истоки ведут к театральным постановкам Древней Греции, где актёры не пропевали слова, а ритмично их декламировали. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста. Например, потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной речи в низком регистре. И наоборот, образу медведя не подойдёт скачкообразное движение высоких звуков.
Речевые игры и упражнения проводятся на музыкальных и театрализованных занятиях, в свободной деятельности детей, на прогулке.