Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Составитель: учитель-логопед
МБДОУ д\с № 17
Гутюм Н.П.
Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
Многих родителей волнует вопрос: Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить? Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить все звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?»
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу.
Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Все индивидуальные особенности укладываются не более, чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития. Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите – срочно обратитесь к специалистам!
Помощь, каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?
Дефектологи – занятия можно начинать с 2-х лет. Они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.
Логопеды – помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
Неврологи – лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.
В чем же причина задержки речевого и психического развития?
Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) – очень распространенное и коварное заболевание. Часто, затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР.
Родовая травма – чаще всего, так называют повреждения головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.)
Перинатальная патология ЦНС – в эту группу объединяют повреждения головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.
Самые распространенные ошибки.
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это фактически учителя. Они лишь учат ребенка, как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет), и лишь потом начинают заниматься с ребенком.
К 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). А ожидание без лечения 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников. В таком случае обучение будет возможно только по специальной программе.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков – разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или недостаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития в большей степени «пострадали» зоны, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?
Это, прежде всего, лекарственная терапия. Применяются препараты, которые являются «активным питанием» и строительным материалом для нейронов головного мозга (кортексин, актовенгин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты, подхлестывающие деятельность речевых зон (когитум). Все назначения делаются только врачом-неврологом.
Для устранения задержки психоречевого развития оптимальным является комплексное воздействие:
занятия с логопедом-дефектологом + медикоментозное лечение.