Просмотр содержимого документа
««Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»»
Методы и приемы развития активной речи детей
в дошкольном возрасте
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.
Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:
1) речь становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст – это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
2) речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; 3) значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
4) постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
5) существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
6) глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.
Речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[ФГОС ДО].
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы:
• наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
• наблюдения в природе;
• рассматривание игрушек, предметов и картин;
• изобразительная наглядность.
Практические методы:
• дидактические игры;
• дидактические упражнения;
• хороводные игры;
• игры – драматизации;
• инсценировки;
• игры – сюрпризы;
• игры с правилами.
Словесные методы:
• чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
• чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
Эффективный прием в работе с детьми, особенно раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.
Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет.
А. Барто “Игрушки”, З. Александрова “Раз, два, три, четыре, пять!”, В. Берестов “Большая кукла”; Е. Чарушин “Курочка”; Л. Толстой “У Розки были щенки”; Л. Павлова “У кого какая мама?” Происходит знакомство со сказкой: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Теремок”.
Педагоги в работе с детьми могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания: « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
В младшем дошкольном возрасте подвижные игры сопровождаются стихами, например, игра «Пузырь». Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Детям младшего возраста необходимо подобрать лего крупного размера.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Создание условий для речевого развития детей раннего возраста.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек; наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики; разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой; серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации); сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социально-бытовой), крупного формата; разные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Нетрадиционные методы формирования связной речи
Одной из главных задач обучения детей является обучение детей навыкам связной речи. Связная речь формируется на основе практической деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения детей с окружающими, связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей, ее формирование непосредственно связано с развитием мышления.
В работе по формированию связной речи детей используются хорошо известные и отработанные методы, как:
• составление рассказа по картине и по серии сюжетных картин.
• пересказ литературных произведений.
• описание игрушки.
• рассказы детей из опыта.
• творческие рассказы (по заданному началу, придумывание рассказа).
• и др.
Можно использовать хорошо известные методы и внести в них что-то новое и нетрадиционное.
Всем, кто работает с детьми хорошо известно, что малыши любят все новое, любят менять виды деятельности, сочетать казалось бы не сочетаемое, проявляя при этом удивительную фантазии. Если последовать за маленькими исследователями в их экспериментах, то взрослому откроется нечто новое и весьма привлекательное. Любая детская игра - это творческая деятельность. Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости, позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания. При этом ребенок будет вынужден правильно излагать свои мысли, выражать свое мнение и высказывать свои фантазии. Это будет способствовать развитию речи и обогащению словаря.
Педагогам при этом следует поощрять игровое экспериментирование, поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов.
Игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей и, как следствие, развитию связной речи.
«Оживление» предмета
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся. Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где «вольности» не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.
Прием «овеществления»
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: «человек-сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети, сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры - холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.).
Прием «Клякса»
Капнуть на лист пятно чернил. Можно краски, туши, гуаши. Повертев лист дать растечься. Дети смотрят на бесформенное, на первый взгляд пятно, и включая свою фантазию, и при этом должны увидеть очертания какого- либо предмета (животного, человека и т.д.) и описать его. Здесь же можно использовать песок, фасоль, бисер и т.д.
Прием «Музыка»
Педагог включает какую-нибудь ранее изученную на уроках музыки мелодию. Например, вальс Штрауса «Французская полька». Под музыку ребенок представляет где он находится, что делает, как он одет, как кружится по залу и т.д. и рассказать это педагогу, либо друг другу. В вальсе «Сказки Венского леса» можно услышать и пение птиц, и шум деревьев, и ауканье, что позволяет детям фантазировать в ходе своего рода игры.
Таких приемов при желании можно придумать очень много. Это могут быть, например:
теневой театр - силуэты различных предметов;
записи голосов и звуков животных и людей;
осколки стекла различного цвета;
компьютерные игры
Используя эти методы, педагог способствует развитию у детей логического мышления, фантазии и способности к рассуждению, а это позволяет детям, используя доступные им языковые средства, последовательно вести повествование. Так дети овладевают навыками монологической речи, самым трудным видом речи для детей дошкольного возраста. Педагог при этом учит детей планировать свои рассказы.
Те навыки связной речи и вышеназванные приемы, которые дети усваивают в детском саду, они будут использовать и в повседневной жизни и игре вне детского сада.
На занятиях должна быть создана спокойная атмосфера. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Успехи каждого, особенно если ребенок что-то сказал по своей инициативе, должны быть обязательно замечены и одобрены.
Для развития речевого творчества педагоги используют разные средства: устное народное творчество, театрализация, сказкотерапия, пескотерапия. А т.к. современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть использованы для повышения качества обучения, в работе можно использовать и такое нетрадиционное средство, как мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом.
Игры и упражнения, способствующие развитию речевого творчества детей с использованием мультфильмов:
“Перепутанные серии” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;
“Склеенные мультфильмы” - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю;
“Мультфильм-калька” - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю;
“Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов;
“Описательные загадки о мультфильмах” - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм;
“Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть его продолжение;
“Потерянные серии” - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма;
Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.
Небылица может начинаться с предложения:
«На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…»
Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); по множеству предложенных картинок; по силуэтам, фигуркам; небылицы случаются и в стихах:
Бежала по улице кошка
И вдруг полетела, как мошка.
Видит: порхает навстречу пес,
Он кучу сказок в лапах нес…
Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя.
Синквейн
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. В-третьих, синквейн является игровым приемом. В-четвертых, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу. В-пятых, составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Схема составления синквейна:
1 строка: одно существительное, выражающее главную тему синквейна
2 строка: два прилагательных, выражающие главную мысль;
3 строка: три глагола, описывающие действия в рамках темы;
5 строка: существительное ассоциация с первым словом
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
Лексическая тема: «Время года»
Зима
Снежная, холодная
Морозит, метет, восхищает
Серебристым снегом укрывает землю
Волшебница
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Расскажи стихи руками
В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и воспитательно-образовательные задачи исходя из потребностей детей конкретной группы с учетом уровня и динамики их развития.
Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющим норму в развитии, речевые недостатки, задержку в психическом развитии.
Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи, специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать взрослый (некоторые игровые упражнения проводятся с предметами) или делать это вместе с детьми.
Кружат по дорожке, падают под ножки. (дети медленно приседают)
Логоритмическое упражнение «Лентяи –поросятки»:
Лентяи –поросятки не делали зарядки
(приподняли руки по бокам)
И стали неуклюжи, не вылезут из лужи.
(покачиваются из стороны в сторону).
Никак, никак!
(поднимают ноги, не сгибая в коленях).
Теперь самим досадно, что бегают нескладно,
Что стали так неловки, что прыгать нет сноровки
(прыгают то на правой, то на левой ноге).
Упражнение «Весёлые зверята»
Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам
(прыгают на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней).
Белка прыгает по веткам, гриб несёт бельчаткам-деткам
(прыгают, согнув руки перед грудью).
Ходит мишка косолапый, у него неуклюжие лапы
(идут вперевалочку).
Без тропинок, без дорожек катится колючий ёжик
(приседают, делают круговые движения руками).
Упражнение «Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома
(идут по кругу, катят воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
(рисуют двумя руками три круга: большой, средний, маленький)
Стоит наша баба у самых ворот –
Никто ни проедет, никто не пройдёт.
(грозят указательным пальцем правой руки, затем левой)
Знакома она уже всей детворе.
А Жучка всё лает «Чужой во дворе!».
(идут по кругу, взявшись за руки, последние слова призносит один ребёнок, стоящий в центре);
В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно:
- Наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.
К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, письма, составление описательных загадок. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.
Вопросы разделяются на основные и вспомогательные.
----Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) – «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?»
---Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду. В применении некоторых игровых приемов важна эмоциональность: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:
• Мнемоника (наглядное моделирование);
• ТРИЗ
• Постановка проблемного вопроса.
• Прием «ИЗОсказка».
Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Рассмотрим подробнее:
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ; составление рассказов по картинке и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ; разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок; отгадывание и составление загадок.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д.
Одним из направлений работы по методике ТРИЗ является работа над составлением текстов сказочного содержания. Сказка – это особый мир, который и учит и воспитывает и развивает одновременно. Сказка – это особый мир понятный детям. Через сказку мы знакомим детей с добром и злом, со страхом и победами. Сказка создаёт первые представления о морали. Сказка замечательна тем, что в ней детально излагается определённая схема действий, которая излагается последовательно. Это помогает ребёнку усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка – ненавязчивый, интересный способ развития креативности ребёнка, умения мыслить нестандартно, находить пути решения сложных жизненных ситуаций.
Нетрадиционный подход в работе со сказкой – это умение оригинально, необычно воспринимать сказку, творчески её преобразовывать, сочинять разные концовки, вводить разные оригинальные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Главная идея в работе со сказкой – всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей! Создавать в сказках новые ситуации, где бы герой исправился, добро побеждало, зло было бы наказано, но не жестоко, более человечно.
В работе над сказкой нам помогает одна из важных составляющих РТВ –
самостоятельное придумывание сказок. Сочинение сказок с использованием типовых приемов фантазирования способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать. Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное — по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций — и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.
В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ.
Что из себя представляет этот прием младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.
Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании воспитатель прием ИЗОСКАЗКА начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема ИЗОСКАЗКА воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.
Со средней группе прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.
Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.