В 3 года речь детей имеет следующие особенности: ребенок говорит, или тихо или крикливо; уходит физиологическое смягчение согласных звуков: малыш практически все согласные звуки произносил смягченно («большой» - «босёй», «ложечка» - «лёзацка») часто придумывает собственные забавные словечки и выражения («плюнка» - «слюнка»); замена звуков в таких словах связана не с умением произнести нужный звук, а с осмыслением слова; ребенок не всегда может повторить за взрослым слово, состоящее из 3 и более слогов; встречаются перестановки в словах слогов, звуков («молоко» - «моко»); свистящие звуки [с], [з], [ц] произносятся нечетко, иногда пропускаются или заменяются на [ф] или [т] («собака» - «фобака», «сок» - «фок», «зайка» - «дайка») | отсутствуют звуки [ш], [ж],[ч],[щ],[л][р][рь]. строит многословные предложения («Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождь»). легко запоминает и рассказывает небольшие стишки: двустишия и четверостишия. словарный запас включает около 1000 слов. ребенок должен знать: - названия транспортных средств (машина, автобус) и частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), - названия растений (дерево, трава, цветы) - названия фруктов (яблоко, груша, банан) - названия овощей (морковь, помидор, огурец) - названия домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей; - прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет; | Нормы звукопроизношения Возраст ребенка | Звуки, появившиеся в речи | 2 – 3 года | гласные звуки, [г], [к], [х], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] и их мягкие пары; [с’], [л’], [й’]. | 3 – 4 года | [с],[з], [ц] | 4 – 5 лет | [ш], [ж], [ч], [щ’] | 5 – 6 лет | [р], [р’], [л] | |