kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Речевая развивающая среда в группе

детского сада для старшей и подготовительной группы»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное

окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи

каждого ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»»

«Речевая развивающая среда в группе

детского сада для старшей и подготовительной группы»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное

окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи

каждого ребенка.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей

среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного

возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных представлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой

деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых

реакций;

- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой

системе.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих

факторов:

- восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся

дефекты речи.

2. Иметь ясную, чѐткую и отчѐтливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства

выразительности с учѐтом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

          Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это

показатель его профессиональной подготовленности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как

письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

          На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее

пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп:

•   Грамотная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;

• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);

•   Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

     Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные

зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал). Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –

―одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению

группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребенка

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам

словообразования, формирование грамматически правильной речи)

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,

пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и

поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-

речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,

закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими

компонентами речи)

- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным

анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции

- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в

книжный уголок)

Оборудование и наполнение речевой зоны:

1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:

  • «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»;

  • лабиринты;

  • разноцветные шарики; султанчики;

  • бумажные снежинки;

  • вертушки — карандаши;

  • колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик

доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха:

  • шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;

  • предметные, сюжетные картинки для постановки звуков и их автоматизации;

  • игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);

  • звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);

  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;

  • звуковые дорожки, звуковая лесенка;

  • альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы».

3. Развитие артикуляционной моторики

  • Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы;

  • артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;

  • схема характеристики артикуляции звуков;

  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

  • формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах;

  • альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных

звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).

  • Мелкие игрушки;

  • предметные картинки;

  • сюжетные картинки;

  • различные виды театров;

  •  альбомы на каждый звук;

  • логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,

  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;

  • схема характеристики звуков; схема слова;

  • зеркала в ассортименте

  • Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото».

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:

  • Магнитная доска;

  • наборы магнитных букв;

  • кассы букв и слогов;

  • символы для звуко – буквенного анализа,

  • кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ;

  • альбом «Изучаем буквы»;

  • пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;

  • серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических

категорий:

  • Предметные картинки по лексическим темам;

  • «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи:

  • Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»;

  • разные виды театра;

  • чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

8. Развитие мелкой моторики:

  • Сухой бассейн;

  • массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;

  • пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;

  • «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв);

  • игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»;

  • мозаики; игры-шнуровки и др.

          Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для

эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уразбаева Гузель Закировна

Дата: 17.11.2022

Номер свидетельства: 617632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Предметно-развивающая среда, как средство развития  речи дошкольников. "
    ["seo_title"] => string(80) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426928335"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Проект  "Массажные коврики и дорожки""
    ["seo_title"] => string(38) "proiekt-massazhnyie-kovriki-i-dorozhki"
    ["file_id"] => string(6) "270165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451028352"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года."
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-v-sriedniei-ghruppie-v-nachalie-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "258278"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448468564"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(82) "krughlyi-stol-dlia-roditieliei-rol-ighry-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "211161"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431554400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства