Поступление в школу – важный этап как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности. И у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Речевая готовность ребёнка к школе»»
Выступление на родительском собрании старше - подготовительной группы «Речевая готовность ребёнка к школе»
Слайд 1. Речевая готовность ребенка к школе
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня хочу рассказать вам о речевой готовности ребенка к школе.
Поступление в школу – важный этап как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к учебной деятельности. И у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой.
Недостаточно развитая речь негативно отражается на успеваемости ребенка, затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер, препятствует успешному обучению в школе
Основное место в подготовке детей к школе следует уделять развитию речи.
Правильная речь является главным условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, как в устной, так и в письменной речи. Поэтому очень важно своевременно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения грамоте.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют важные критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка, овладением учебным материалом и как средство общения. Перечислим их:
Слайд 2. К речевой готовности относят такие компоненты, как
• Правильное произношение всех звуков • Умение различать звуки речи на слух • Владение навыками звукового анализа и синтеза • Достаточный словарный запас • Сформированность грамматического строя речи • Развитая связная речь • Речевая коммуникация • Мелкая моторика рук
Слайд 3.Звукопроизношение и фонематический слух:
состояние звукопроизношения – к 7 годам ребенок должен четко произносить все звуки речи. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 7 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Слайд 4. Владение навыками звукового анализа и синтеза:
• полная сформированность фонематических процессов – он должен уметь слышать звуки речи и различать их, дифференцировать, подбирать слова на определенный звук, находить место звука в слове, посчитать количество звуков в слове, т.е. владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза;
Владение навыками звукового анализа и синтеза:
умение выделять звук на фоне слова; • слышать и выделять первый и последний звук в слове; • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; • называть слова с заданным звуком; например назови слова со звуком С • уметь составлять слова из 3 звуков, например: Кь, И, Т – КИТ. • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Слайд 5. Слоговая структура слова
состояние слоговой структуры слова – уметь произносить слова сложной слоговой структуры – со стечениями согласных, многосложных слов типа – велосипедист, экскаватор;
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Слайд 6. Словарный запас К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, антонимы, синонимы, числительные). Слайд 7 – 8. В своей речи он должен активно использовать антонимы (слова с противоположным значением) (например, зимой погода холодная, а летом - … теплая. Чистый – наоборот … грязный.
Слайд 9. - Синонимы: слова близкие по значению: ребенок, малыш.
сформированность грамматического строя речи: правильно согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Уметь отвечать полным предложением, пользоваться развернутой фразовой речью. Уметь работать с предложением;
словообразование - уметь правильно употреблять слова с уменьшительно -ласкательным значением (стул-стульчик), словоизменение (дерево-деревья), согласование (красный шар, чистое окошко, ласковая кошка), управление (иду в школу, перелез через забор);
выделять звуковые и смысловые различия между словами (майка-чайка- гайка-лайка), (нос –часть лица, нос- часть корабля);
образовывать прилагательные от существительных (бумага-бумажный, шляпа из соломы - соломенная шляпа).
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения.
Слайд 13. - правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, Например, большая звезда – маленькая звездочка, большой ключ – маленький ключик.
Слайд 14. - образовывать относительные прилагательные от существительных: например, из яблок получится – яблочный сок, яблочное варенье…
Шкаф сделан из дерева, - деревянный
Слайд 15. - образовывать притяжательные прилагательные от существительных: например, это чей хвост? – это лисий хвост,
Слайд 16, 17. Словоизменение: образование множественного числа существительных. Например, яблоко – яблоки, лист – листья…
Слайд 18. Согласование существительных с числительными: один дом, три дома, пять домов.
состояние связной речи: пересказать сказку, составить рассказ по сюжетной картинке. Уметь формулировать вопросы, развернуто и полно отвечать на них. Запоминать и пересказывать небольшие тексты, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного.
К 7 годам ребёнок должен уметь • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл. Слайд 21. • составлять рассказ по сюжетной картинке
Рассмотри картинку и ответь на вопросы:
- Кто изображен на рисунке?
- Куда идут дети?
- Что у них в руках?
- Какое настроение у детей?
- Какое время года на рисунке?
Слайд 22. • составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок
Составление рассказа по серии картин «Хитрый ежик»
Попросите ребенка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ. • отвечать на вопросы по тексту
При пересказе (рассказе) обращается внимание - на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), - на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), - на лексику (полнота и точность использования слов), - на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Слайд 23. Речевая коммуникация - Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, - уметь слушать и понимать речь, - строить общение с учетом ситуации, - легко входить в контакт с детьми и взрослыми, - ясно и последовательно выражать свои мысли,
- пользоваться формами речевого этикета.
К семи годам заканчивается дошкольный период развития речи. Семилетний ребёнок способен быть достаточно активным в общении, может уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать и понимать речь собеседника, поддерживать диалог, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета. Слайд 24. Мелкая моторика рук Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи. Для развития мелкой моторики полезно:
- обведение и штриховка предметов,
- шнуровка,
- нанизывание бусинок,
- лепка,
-плетение,
-вырезание ножницами и т.д.
Часто родители задают вопрос: «А как заниматься с ребенком?» - Очень просто! Ребенок учится играя. Для этого родителям необходимо подобрать игровой речевой материал. Обратиться к логопеду, воспитателю - они помогут вам с подборкой необходимого речевого материала. Сейчас издается много дидактической литературы по этой теме.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 6-7 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Можно развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Предлагаю вам поиграть с ребенком в следующие речевые игры.
1. Это могут быть игры со звуками, буквами, слогами:
- Кто больше придумает слов со звуком «Р».
- Где находится звук в слове (в начале, конце или в середине слова)?
- Замени звук «Р» в слове (роса) на звук «К» и получи новое слово (коса).
- Какие буквы можно выложить из 2,3,4-х палочек? Составь с ними слова и прочитай их, придумай с каждым словом предложение.
- Кто больше придумает слов со слогом «МУ»? (мука, музыка, Мурка, музыкант, муха, мухомор).
2. Игры со словами:
-Какое слово лишнее и почему? (волк, лиса, кошка, белка).
-Отгадай профессию по наводящим словам – варит, жарит, выпекает, готовит еду (повар) и т.д.
-Кто больше придумает предложений со словом? (яблоко, ведро, дерево…)
-Вопросы-ответы. Почему мальчик испачкал руки? Зачем мама готовит завтрак?
-Как сказать по-другому? Компот из яблок – яблочный компот, дом из дерева -
деревянный дом…
-Узнай предмет по описанию: железная, острая, с ушком, нужна для вышивания – игла…
-Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить - свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым? Мягким? Вкусным? и др.
4. Игры на развитие связной речи.
Чтение сказок, стихов, художественных произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Он постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых.
Читайте с ребенком небольшие рассказы с несложным сюжетом, задавайте ему вопросы, пусть перескажет своими словами.
Можно предложить ребенку самому попробовать составлять небольшой рассказ на предложенную тему. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить ему свободу действий. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамотной.
Заканчивая тему о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, чем богаче и правильнее у ребенка станет речь, тем успешней он будет усваивать школьный материал.