kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая готовность ребёнка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение о речевой готовности ребёнка к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребёнка к школе»





Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»









Сообщение на тему: «Речевая готовность ребёнка к школе»













Выполнила:

студентка Ш-21 группы

Лысенко Марина







Ейск, 2023 г.





Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу, где ребенок будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения.

Речевое развитие ребенка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), ребенок должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления.

В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

1. Умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи.

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;

  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух.

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие - глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове;

  • Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»);

  • Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»);

  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ);

  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас.

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребенок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

  • умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

  • употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

  • умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

  • умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

  • умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

  • понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

  • понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

  • понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

  • понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

  • понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);

  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

6. Грамматический строй речи.

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

  • использование развернутой фразовой речи;

  • работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.

  • умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;

  • пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь.

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

  • поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребенка;

  • нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

  • умение развернуто описывать окружающие предметы;

  • внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);

  • умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

  • умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

Совершенно очевидно, что решение этих задач возможно только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями,

Часто в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, мы применяем принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме учебных заданий, дидактических игр и упражнений дает возможность сформировать у ребят навыки обобщения, обогатить и активизировать словарный запас, развить прочные навыки словообразования и словоизменения. Взрослый учит с детьми стихи, отгадывает загадки, выполняет упражнения, способствующие общему развитию в рамках одной темы (как правило, одна тема рассчитана на одну неделю)

Для чего нужны лексические темы?

Педагоги планируют свою работу таким образом, что определенный отрезок времени дошкольники обучаются по какой-то одной лексической теме.

Содержание всей коррекционной работы строится на постепенном расширении кругозора детей, углублении и расширении объема знаний в контексте темы. Слова, с которыми знакомятся дети на занятиях, повторяются во время игр, в различных бытовых ситуациях, в семье при выполнении с родителями логопедических заданий. Таким образом, обучение проходит гораздо успешнее. На слайдах вы видите некоторые примеры нашего взаимодействия.

Так же тесно работаем с воспитателями по подготовке к обучению грамоте.

Порядок изучения звуков и букв, в процессе подготовки к обучению грамоте у детей с нарушениями речи иной, чем при работе с дошкольниками с нормальным речевым развитием. Он подчинен доступности усвоения звуков в произношении детьми с речевой патологией. В первую очередь изучаются те звуки, а затем и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся детьми в основном правильно. Работу начинаем с гласных звуков и букв, т.к. артикуляция звуков яркая и понятная детям! Гласный несет смыслоразличительную роль слова.

Далее подбираем упражнения на сочетания гласных способом наращивания.

Для развития фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза нами в систему занятия включаются следующие упражнения:

Определение количества звуков в последовательности гласных звуков (одинаковые звуки).

Определение последовательности гласных в двусложных и далее словах (например слово УлИткА - УИА)

Далее мы ведем работу по узнаванию и вычленению согласного звука в составе слова. Эта работа осуществляется нашими детьми с большими трудностями, чем узнавание гласного.

Так же мы делаем акцент в своей работе на формировании у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) смысловой стороны восприятия, умение определять и выделять слова обозначающие предмет, действие и признак предмета, предлог, а так же умение составлять предложения в соответствии с графической схемой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевая готовность ребёнка к школе

Автор: Лысенко Марина Руслановна

Дата: 26.12.2023

Номер свидетельства: 643336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Речевая готовность ребёнка."
    ["seo_title"] => string(32) "riechievaia_ghotovnost_riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "406422"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491298231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Речевая готовность ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(42) "riechievaia_ghotovnost_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "349022"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1476386513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole_2"
    ["file_id"] => string(6) "611059"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1657709197"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей на тему: «Речевая подготовка детей к школе в семье»"
    ["seo_title"] => string(79) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_rechevaia_podgotovka_detei_k_shkole_v_seme"
    ["file_id"] => string(6) "566221"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607516816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole_1"
    ["file_id"] => string(6) "544026"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585031155"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства