Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.
Задачи: Образовательная. Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре. Развивающая. Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.
Воспитательная. Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа. Предварительная работа:
Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».
Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).
Оборудование: в группе оформлена русская горница: имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.
ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.
Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.
Форма организации: фронтальная.
Ход мероприятия
Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу
Организационный момент.
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
дорогим гостям, милым детушкам,
чтобы хорошим было все:
и житье, и бытье, и здоровьице!
Основная часть
Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Хозяюшка.«Что такое посиделки?
Ответы детей. Хозяюшка.
Посиделки - это общение людей, отдых.
Это время проведения досуга.
Себя показать да других посмотреть.
Девушки и парни хвалились новыми нарядами.
На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.
Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.
Хозяюшка. Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Для друзей и для гостей
Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить. Дом вести - не лапти плести. Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду Она прибирает, она подтирает, Одним - одна за всё отвечает
Хозяюшка. Да, работы у меня много.
Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.
В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.
Дети выполняют задание.
Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.
Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.
Кузя. Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).
Ребенок. А у нас посиделки.
Кузя. Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.
Кузя загадывает загадки
У печи стоит предмет,
Он тяжелый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен-
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
Три братца пошли на речку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)
У туши - уши, а головы нет. (Ушат)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено)
Кузя. Молодцы, загадки вы хорошо знаете.
А сейчас мы поиграем,
Подзадорим всех гостей
От улыбок светлых ваших
Станет радостнее всем
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Хозяюшка. О чем говорилось в игре?
Дети. О народных сказках.
Хозяюшка. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Кузя. Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.
Кузя дарит волшебную книгу сказок
Хозяюшка. Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).
Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.
Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.
Делу время, а потехе час. Поспешите все сюда, Ждёт вас русская игра.
(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)
Хозяюшка. Отгадайте ка ребята
Что на сковородку наливают,
да в четверо сгибают (блины) Хозяюшка. На какой народный праздник блины являются главным угощением?
Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.
Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.
Пришла Масленица годовая, Наша гостья дорогая! Она пешей к нам не бывает, Все на кониках приезжает. Ее коники вороные, У них гривы золотые, А саночки расписные.
Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Дети называют дни недели масленицы:
«Понедельник - встреча». «Вторник - заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях. «Среда – лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины
«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.
«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.
«Суббота –Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки. Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.
В воскресенье прощались с Масленицей, сжигали её на костре. О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.
Тары, тары, тары бары,
Выпьем чай из самовара.
С блинами вкусными.
Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.