Просмотр содержимого документа
«Развивающее групповое пространство – условие для полноценного развития дошкольников»
Развивающее групповое пространство – условие для полноценного развития дошкольников
Сад, в котором я работаю, является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида.
Наряду с группами общеразвивающей направленности (воспитанники - дети с нормой в развитии) в саду имеется группа комбинированной направленности, которую посещают с другими детьми:
- дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно с тяжелым нарушением речи);
- 1 ребенок с РАС (расстройство аутистического спектра).
Учитывая данный факт, развивающая предметно-пространственная среда в группе должна быть выстроена в соответствии ФГОС, учитывать индивидуальные особенности детей данных категорий.
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Чем выше двигательная активность маленького человечка, тем лучше развита его речь.
В группе создан центр сенсомоторного развития, предназначенный для развития мелкой моторики, тактильных ощущений.
Оборудуя данный центр, мы руководствовались следующими принципами:
- содержательность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Содержательность
В центре представлены игры:
с цветными прищепками,
лото
игра «Накорми рыбку» (с удочками)
«Весёлые человечки».
Центр содержит:
- всевозможные шнуровки;
- шумовые бочонки;
- тактильные дощечки;
- разноцветные крышки;
- мозаика геометрическая плоскостная;
- различного размера и цвета пуговицы, ленточки.
Имеется необходимый запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и формы, верёвочек, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.; все это найдет применение в игре, будет способствовать развитию игровых замыслов и творчества. Многие игры сделаны «своими руками».
Трансформируемость
Мобильность данного центра позволяет дошкольникам разворачивать сюжет игры за его пределами, комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Воспитанники могут перемещаться в любое место группы и организовывать самостоятельную деятельность.
По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии
Полифункциональность
Это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, на пример мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных предметов (жестко не закрепленных в своем использовании) имеются в каждом уголке. Например, в уголке для девочек имеется посуда, различные кастрюльки, стаканчики, которые можно применять для экспериментирования в уголке природы для игр с водой, песком, с камешками. Те же прищепки можно использовать в сюжетно-ролевой игре «Дом» и закреплять на веревке кукольное белье, а можно использовать как мы и делаем в тренажерах для развития мелкой моторики рук.
Обыкновенные разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сколько игр можно из них придумать – от сухого бассейна до дидактических. Главное, чем больше вариантов использования игрушки или пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии воспитанников.
Вариативность
Согласно комплексному планированию еженедельно меняется тема недели, соответственно меняются и дидактические игры.
Игра «Резиночка» может применяться к любой тематике: «Транспорт», «Овощи» «Цветы» и т. д.
Дети учатся читать схемы построек и сами могут создавать простые схемы с помощью трафаретов. Строят и на ковре, созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Моряки», «Зоопарк», «Автомастерская». «Мебель» и др. Для обыгрывания построек есть наборы разных мелких игрушек (куклы, зверюшки, машины различной величины).
Доступность
К данному центру имеется свободный доступ. Все игры находятся на доступной высоте для детей, соответствуют их возрасту, последовательны в своём использовании.
Безопасность
Форма и дизайн игр ориентирован на безопасность и возраст детей. Все детали конструкторов и мелкие игрушки обрабатываются моющими средствами.
В игры, в которых присутствуют мелкие элементы, дети играют под присмотром воспитателя.
Предметно-развивающая среда нашей группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.