Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными особенностями»
Развивающее обучение ребёнка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Шарафутдинова Н.А.
Воспитатель
Д/с «Березка» р.п. Чишмы
Развитие ребёнка, имеющего диагноз, идёт по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом. Целенаправленное комплексное психолого- педагогическое и медико – социальное сопровождение обучающихся в условиях специального коррекционного учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого – педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем активного развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого ребёнка.(1,3,5).
Ребёнок, воспитание и обучение которого вследствие дефектов в развитии происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения. Если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приёмами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого педагогу необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребёнка. В этом и будет заключаться один из постулатов развивающего обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными особенностями (1,4).
Программа индивидуального сопровождения ребёнка в условиях специального учреждения должна решать задачи следующего характера: психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; адаптации ребёнка в новых условиях; профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений; коррекции отклонений в развитии, поведении, учёбе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребёнка.
При составлении программы индивидуального сопровождения ребёнка можно использовать такие методы и приёмы, как изучение документов, личных дел; знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребёнка; изучение социума ребёнка; диагностические исследования; наблюдения за ребёнком; индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами(2,5).
Выделяют следующие этапы составления программы индивидуального сопровождения ребёнка: предварительный, диагностический, коррекционно-развивающий, заключительный. Цель представленного этапа – сбор информации о ребёнке. Цель диагностического этапа – изучение психологических особенностей ребёнка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Цель коррекционно – развивающего этапа – улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого – педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребёнка, коррекционно-развивающей работы. Динамика работы отражается: в выявлении актуальных проблем ребёнка; в разработке путей поддержки и коррекции; в составлении индивидуальной программы сопровождения; реализации намеченной программы(1,2).
Составление программы индивидуального сопровождения ребёнка поможет педагогу эффективно реализовать программное содержание. Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки: психологическое, логопедическое, педагогическое, социально-правовое, лечебно-оздоровительное, воспитательное сопровождение(4).
Список использованной литературы:
Выготский Л.С. Основы дефектологии. –СПб.: Издательство «Лань»,2003. -656 с.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. /Сост. Н.Д.Соколова. – М.:»ГНОМ и Д», 2013. – 448 с.
Познавательные психические процессы. /сост. И общая редакция А.Г.Маклакова. –СПб.:Питер,2012.- 480 с.
Психолого-педагогические аспекты формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: сборник научно-методических материалов. /Сост. Н.Ю.Синягина.- М.:АНО «ЦНПРО», 2014 г.- 208 с.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб.:»Союз»,2004.- 336 с.