Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании благоприятных условий для успешной адаптации детей к дошкольному учреждению и интеграцию различных видов игровой деятельности. Научная проблема на решение которой направлен опыт работы, отражена во многих исследованиях и трудах в великих русских педагогов и психологов, идеи которых взяты за основы моего опыта работы: Работа, во время адаптационного периода детей велась по следующим направлениям: - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; - формирование чувства уверенности в детях. Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводила в игровой форме: При этом использовались игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Назови друга ласково». Следующим ключевым моментом являлось знакомство с групповой в игровой форме: «Найди игрушку», «Как пройти». В направлениях «Играем и строим» я использовала игры с пластмассовыми и деревянными конструкторами: «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины». Дети раннего возраста любят играть с игрушками бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка с взрослыми, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. Для смягчения адаптационного периода также используем различные формы воспитательно-образовательной работы. Наши малыши – полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют в различных праздниках. Принимали участие в утреннике «Новый год», «Весеннее развлечение» . Также проводили игровые занятия, основными задачами которых были: преодоление стрессовых состояний у детей; снижение импульсивности, развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим , куклу спать», «Чаепитие», «Купание куклы Кати». Я использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей: - игры с водой: «Поплывет или утонет». - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Цветы». - монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур). - рисование карандашами, гуашью. - слушание спокойной музыки. В основную часть занятия входили игры и упражнения которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершалось занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению. В своей работе я широко использую, с помощью потешек, колыбельных песен, песенок малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира. |