Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: «Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи».»
Консультация для родителей:
«Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушением речи».
Подготовила:
Комисаренко Ю.А.
Комсомольск - на – Амуре
2019г.
Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".
Высказывание этого замечательного педагога: «Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…".
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма важна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. ) Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей.
Процесс работы и результаты полученные в ходе занятий помогают раскрыть творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией помогают также развивать, такие психические процессы, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Также пластилинография активизирует развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В процессе занятий пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила кистей, движения обеих кистей рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого навыка, как письмо. Этому всему помогает хорошая мышечная нагрузка пальцев. Также благодаря этому ребята активнее усваивают способы изображения и переходу к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества, воображения, художественно-пространственного мышления, способствует снятию мышечного напряжение и расслаблению, будит фантазию. У детей формируется умение планировать свою работу, добиваться положительных результатов. В увлекательной игровой форме обогащается и речевой запас у детей. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Сенсорное развитие занимает одно из главных мест в работе с детьми по пластилинографии. Здесь происходит развитие восприятия цвета, конфигурации, величины. Работа с пластилином отлично влияет на нервную систему.
Именно поэтому возбудимым, шумным и активным ребятам часто рекомендуют овладевать различными приемами лепки. Дети становятся более организованными, целеустремленными, вырабатывается усидчивость, самодисциплина.