Просмотр содержимого документа
««Развитие воображения дошкольников в процессе речевого развития»»
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов, роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. И если воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДОО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из таких целевых ориентиров выступает проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей.
Так же ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Одна из задач государственной программы «Уральская инженерная школа» в ДОУ является развитие высших психических функций таких как: мышление, речь, внимание, воображение, память, логика, аналитико – синтетические умения, познавательная активность.
Для реализации поставленных задач, в своей работе по развитию воображения в процессе речевого развития, я определила следующие условия:
- Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды с учётом индивидуальности каждого ребёнка, его склонностей и интересов.
-Развитие воображения в процессе речевого развития в совместной деятельности взрослого и ребёнка, каждый из участников полноправный член.
- Организация жизни и деятельности ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений.
Чтобы научить ребёнка фантазировать, и подвести к решению определённой творческой задачи, я использую игровые приемы и упражнения. Вот некоторые из них:
-игра «Интервью» (один ребёнок сказочный герой, второй берёт интервью). Дети учатся задавать вопросы. Умение разумно сформулировать вопрос, является одним из показателей успешного развития дошкольника.
- Сочинить длинное и смешное слово о сказочном герое, например «Баба-яга-ругательница».
- Скажи ласковые слова сказочному герою, скажи грустные слова.
- Рифмовка слов.
-Сочини сказку (с помощью интерактивной доски).
-«Волшебные вещи». Дети воображают, чтобы сделал сказочный герой с той или иной вещью.
-«Если бы, да кабы…» Ребенок учится досмысливать ситуацию, используя картинки.
-«Времена года». Нужно подобрать как можно больше определений к карточкам с изображение времен года.
-«Хорошо или плохо». Дети придумывают к предмету, изображенному на карточке его достоинства и недостатки.
-«Паутинка». Ребенок придумывает и дорисовывает рисунок.
- «Расскажи сказку руками». У детей развиваются креативные способности.
-Сказки по ассоциации с предметами. Например, Страна «Посудария», где персонажи сказки – посуда.
Широко использую в своей работе технологию ТРИЗ. Дети учатся не просто фантазировать, а мыслить нестандартно и находить собственные решения. Вот некоторые игры и упражнения:
-Игра на поиск истины. В этой игре перед детьми ставиться проблема вопрос, который надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
-Игра «Перевирание сказки». Ребенок, используя свои знания сказки, изменяет ее, например, «Жила-была Желтая Шапочка…».
-Мозговой штурм «Найди выход». Суть МШ – дать свободный выход мыслям, создать условия расковывающие ребенка. Темами мозгового штурма могут быть: «Как не промокнуть под дождем»; «Как выгнать лису из заячьей избушки»; «Как потушить пожар, если в доме нет воды» и т.д.
Все занятия и совместная деятельность проходят в игре, процесс познания и развития ненавязчивый, интересный, естественный, а главное – продуктивный.
В процессе работы над развитием воображения в процессе речевого развития, дети активно реализуют свои способности. Каждая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению.