Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования
Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития способностей на разных этапах развития ребенка является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования»
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами сюжетного рисования
Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах развития ребенка является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека.
Несмотря на разработанность проблемы, мы можем видеть противоречие в практической деятельности дошкольных образовательных организаций, которое в большей степени сопряжено с проблемой способностей самих педагогов. Несмотря на постоянно существующий интерес многих исследователей к проблеме развития изобразительной деятельности дошкольников, многие педагоги и в настоящее время не обеспечивают разнообразие используемых материалов, форм и способов работы в процессе обучения сюжетному рисованию. В рамках исследования попытаемся решить проблему: при каких условиях сюжетное рисование будет эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:
- первый этап - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
- второй этап - процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
- третий этап - анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
Особенности сюжетного рисования дошкольников:
Дошкольнику нужно всегда выделять композиционный центр при построение сюжетного образа - это то главное, что определяет содержания образа. Ребенка следует знакомить с различными средствами выразительности художественных образов, которые выражают содержание данной темы и выделяются в общей композиции или величиной, или цветом, формой, или расположением на листе (в центре). Без передачи главного трудно понять содержание рисунка.
При овладении композицией сюжетного рисунка как средством выразительности важно расположить отдельные изображения относительно друг друга, передавать отношения по величине, а действие через изображение движения, динамику отдельных поз, деталей. Затрудняется дети и в передаче действия, движения, динамики.
В обучении детей рисованию на первое место встает задача развития у детей творческой самостоятельности и активности. Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности.
Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
а) обучение приемам создания простейших композиций.
б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшая группы);
в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);
г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах);
В работе с детьми целесообразно использовать следующие приемы:
- рассказ и показ разных способов изображения предметов;
- выполнения на « пробниках»( отработка какого-либо приема);
- совместные действия (или пассивные), рука ребенка в руке педагога;
- художественное слово, использование стихотворений, загадок;
- вопросы педагога, которые дают возможность детям рассуждать;
- выполнение работы небольшими частями;
- использование музыки;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Для грамотного руководства изобразительной деятельностью воспитателю необходимо знать особенности в каждом ее направлении, в том числе и в сюжетном рисовании, и владеть навыками составления перспективного плана своей работы с учетом времени года, погодных аномалий, особенностей детей.
Немаловажной является необходимость планирования разных видов занятия по рисованию, лепке и аппликации, в соответствии с их классификацией.
Таким образом при изучении особенностей мы пришли к выводу о том, что можно выделить как общие характерные особенности, так и отдельные особенности руководства, которые присутствуют на каждом занятии изобразительной деятельности.
В заключение хочется отметить, что сюжетное рисование в изобразительной деятельности является несомненно важной частью развития детей дошкольного возраста, поскольку оно способствует всестороннему развитию дошкольников, осуществлять его необходимо планомерно, систематически и целенаправленно.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}