Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей дошкольников»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [1].
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах ребенок учится воспроизводить высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Опыт нашей работы и практика показывает, что увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых возникают проблемы с овладением игры на детских инструментах: мир компьютеризации и тотальная нехватка времени в силу своей занятости у взрослых является причиной снижения уровня развития воображения и творческой активности, развития координации движения, крупной и мелкой моторики рук – в связи с этим необходимо больше уделять внимание музицированию, музыкальному исполнительству.
Игра на детских музыкальных инструментах - это любимый вид музыкальной деятельности у дошкольников. Ребенка привлекает возможность не только воспринимать музыку, но и быть непосредственным создателем ее. Можно спеть мелодию и сыграть ее, к примеру, на металлофоне, а используя дополнительно шумовые инструменты - создать свой музыкальный оркестр - самостоятельно, без помощи взрослых, что наиболее привлекательно и ценно для детей.
Для вовлечения детей дошкольника в волшебный мир детского оркестра, для положительной динамики процесса, необходимо создание разнообразной предметно развивающей среды: желательно иметь музыкальные инструменты и пособия по количеству детей. Конечно, всегда возникают сложности с финансированием. Мы изготавливаем некоторые инструменты самостоятельно.
Так, в нашем фонде есть:
А) шумовые инструменты - бутылочки (взяли одинаковые пластиковые бутылочки из-под йогурта, насыпали немножко сухого гороха, украсили цветными кружочками. Цветной изолентой под цвет крышечки мы закрепили последнюю во избежание непроизвольного раскрытия);
Б) «палочки-стучалочки» (ошкуренные палочки длиной 25-30 с разноцветными шелковыми ленточками на одном конце, которые мы используем для танцев, и (перевернув «верх-ногами») в качестве шумовых инструментов - палочек.
Поддерживать интерес к этому привлекательному для детей виду деятельности помогают различные яркие красочные карточки и пособия. Карточки для развития чувства ритма можно изготовить по образцу из пособия «Этот удивительный мир»[2]. Дети с восторгом и желанием выкладывают ритмические попевочки в форме ярких красочных грибочков, колокольчиков и т.д. на фланелеграфе, и с удовольствием повторяют ритм на инструментах.
Из опыта работы над проблемой повышения уровня игры на детских музыкальных инструментах мы используем не только непосредственно игру на инструменте, но и подходим к обучению комплексно - во всех видах музыкальной деятельности, а также в режимных моментах (упражнения на развитие чувства ритма и музицирование, которые проводит воспитатель).
В нашей работе очень помогают музыкальные дидактические игры, например, «Мишуткино путешествие»:
Игровой материал. Металлофон, бубен, барабан.
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ и изобразить его на музыкальном инструменте.
Например: Мишутка вышел из берлоги, спустился по тропинке к ручью (играем на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидел белочку, которая прыгала на полянке. Вот так (ритмично ударяет в бубен). Мишутке тоже захотелось прыгать – вот так (барабан).
На музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности в группе дети с большим удовольствием играют в пальчиковые музыкальные игры, например, «Овечка»:
За лесом, у речки гуляют овечки играть растопыренными пальчиками И шерсть у овечек поочередно соединять пальцы в «колечки» В забавных колечках
Детям очень нравятся игры-шумелки с музыкальными инструментами и материалом, который всегда под рукой – бумага, карандаши, коробочки и т.д.
Игры-шумелки мы сочиняем совместно с детьми, а так же используем замечательные сказочки-шумелки Е.Железновой [3].
Когда видишь результат своей работы, то, возникает желание придумывать все новое и новое. Надеемся, что наш опыт работы по вовлечению дошкольника в волшебный мир детского оркестра пригодится и вам. А также, что наша работа с детьми оставит свой след в детских сердцах, и дети, из маленького по возрасту и по составу оркестра, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки.
Список используемой литературы
1. Деркунская В.А. ФГОС Дошкольного Образования о музыкальном
развитии ребенка // Справочник музыкального руководителя. – 2014. - №2.
2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. - М.:
«Композитор», 2005.
3. Железнова Е. Сказки-шумелки. «Твик-Лирек», 2008.