Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи у дошкольников»
Кашапова Чулпан Гаиловна
воспитатель,
МБДОУ Сабинский детский сад №5 «Бэлэкэч»
Сабинского муниципального района Республики Татарстан
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду воспитанники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
У детей от 3 до 7 лет речь становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Работая воспитателем, я применяю следующие средства развития связной речи: пальчиковые игры, дидактические игры и упражнения, ознакомление с окружающим миром, художественная литература, фольклор.
Пальчиковые игры, как и игры с камешками, бусами, мозаикой, влияют на формирование грамматического строя речи, поскольку упражнение мелкой моторики руки активизирует речевые зоны головного мозга. Пальчиковая гимнастика сопровождается стихами, что привлекает детей. Большое значение имеет мимика и речь взрослого. Выполняя пальчиковые игры дети достигают хорошего развития моторики, которое благотворно влияют на развитие речи (т.к. происходит возбуждение в центрах речи).
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Дидактические игры и упражнения грамматического содержания - важное средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.
Проанализированные мною условия представляют собой далеко не полный перечень условий, необходимых для развития речи. В каждом конкретном случае, с каждым конкретным ребенком необходим индивидуальный подход.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи воспитателей. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возрастные особенности воспитанников. Именно поэтому воспитатель должен воспитывать своей речью.