kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы по развитию связной речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. А сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

А что же такое связная речь?

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему; обладает относительной самостоятельностью, законченностью и разделяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

Виды связной речи.

Диалогическая - естественная форма языкового общения, состоящая из обмена высказываниями (вопрос, ответ, добавления, пояснения, высказывание двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией).

Монологическая - развернутый вид речи, возникший в недрах диалогической речи (описание, повествование, рассуждение).

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Наглядные

2. Словесные

3. Практические

4. Игровые

Пескотерапия

Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей. Придумывая песочные истории, в удобной для ребенка форме, мы органично передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем об окружающем его мире. Пескотерапия, как коррекционно – развивающее мероприятие (занятие, используется с любой возрастной категорией. Игры можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие речи ребенка. Детям с ТНР, во время игр с песком, обучающийся материал становится более доступным. Обобщение, классификация предметов дается легко, психологические процессы протекают щадяще, повышается уровень вербальной памяти, внимания, восприятия. При работе с песком, при минимальном напряжении, создается эффект успеха.  Развивается диалогическая речь, при этом активизируется речевой центр.   Дошкольники, при нарушениях мелкой моторики, имеют возможность получать тактильные ощущения. Высокая двигательная активность мелкой моторики рук ведет к улучшению речевой активности.     Игры с песком улучшают общее состояние, снимают напряжение, успокаивают и расслабляют.  Успешность и уверенность в себе появляются у дошкольника при создании образов на песке, открывая новые грани своего внешнего и внутреннего мира.

Примеры игры:

  • -Развитие связной речи детей, обучение рассказыванию«Дорисуй и составь предложение»;

  • -составление описательных рассказов «Что спрятал песок?»«Мой клад»«Две игрушки»;

  • -составления творческих рассказов «Что случилось»«Продолжи рассказ»«Придумай историю».

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребенок и педагог легко обменивается идеями. Что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Развитие речи методом наглядного моделирования/мнемотехника.

Моделирование-это процесс создания модели и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Задачи моделирования:

  • знакомство с графическим способом представления информации;

  • развитие умения дешифровки/ анализа модели;

  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

Этапы работы по моделированию

• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

• Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.

• Зарисовка моделей в таблицу детьми (в старших группах).

• Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • — пересказ;

  • — заучивание стихотворения;

  • — загадывание и отгадывание загадок

  • — описательный рассказ;

  • — творческий рассказ.

Мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.  Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».  Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Структура мнемотехники: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки -это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

Суть мнемосхем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Максимова Виктория Юрьевна

Дата: 30.05.2023

Номер свидетельства: 632702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства