Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи детей через игры и развитие мелкой моторики»»
Развитие мелкой моторики и координации движений руки детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей
мере определяют успех при поступлении в школу, способствует
формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической
грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по
развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно
употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также
самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им
особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они
сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания
развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете,
- продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
- продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- развивать мелкую моторику рук.
За год работы по теме самообразованиямною была изучена следующая литература:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2. Журнал «Дошкольное воспитание».
3. Журнал «Ребенок в детском саду».
4. Журнал «Воспитатель ДОУ»
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994
7. Ушакова О. С. Развитие речии творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007
8. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
9. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
10. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
11. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
12. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
13. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
14. Ушакова О. С. Развитие речии творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
15. 8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
Методы и приемы.
Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 5 - 7 минут. Учитывая индивидуальные особенности детей 5-6 лет, составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей данного возраста.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, учитывая возрастные особенности детей, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формировала «пальчиковый игротренинг» — это дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Работая по теме, разработала планирование с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в старшей группе.
Виды деятельности:
1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок.
2. Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
3. Игры на координацию движений.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, палочки, мозаика и т. д.) по образцу и на слух.
5. Рисование с использование нетрадиционных техник – рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.
6. Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям.
16. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
17. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
18. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
19. Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов,
20. угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
21. Использование методики Су Джок
22. (работа с различными семенами) :сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
23. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
24. Выкладывание контуров предметов,
25. Наматывание ниток на клубки,
26. Игровые упражнения с предметами.
В течение года дети работали в тетрадях, выполняя графические упражнения. Во время занятий проводились пальчиковые гимнастики.
Велась работа с родителями:
Памятки «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
Папка –передвижка «Что такое графический диктант»
Буклет «Поговори со мной»
Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»
Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»
Задания на лето.
Родители приняли участие (выполнили с детьми рисунки, поделки) во всех выставках, проводимых в ДОУ и в на городском уровне.
Памятка для родителей
По развитию речи детей.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Вывод: занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Дети стали свободно общаться друг с другом и взрослыми, знают стихотворения и умеют разгадывать загадки. Свободно выражают свои мысли, отвечают на сложные вопросы. Составляют рассказ по картинке и игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу и отвечают на вопросы, могут передать основную мысль и пересказывают сказки и рассказы.