Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.
Значение сенсорного воспитания
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
-Является основой для интеллектуального развития;
-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-Развивает наблюдательность;
-Готовит к реальной жизни;
-Позитивно влияет на эстетическое чувство;
-Является основой для развития воображения;
-Развивает внимание;
-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.
5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
6. Чаще задавайте ребенку вопросы.
7. Учите детей действовать в определенной последовательности.
8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).
9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
2. Группируют в соответствии с
образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, формы и т.п.).
4. Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.
5. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (трава, апельсин, помидор и др.).
6. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Библиотека родителя
1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;
2. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)»;
3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;
4. Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»;
5. Айрес Энн Джин «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».