Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков развивать мелкую моторику рук; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«сенсорное развитие детей»
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения ,развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков развивать мелкую моторику рук; повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
Презентация для родителей.
Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
Проведение мониторинга.
Анализ полученных результатов, выводы.
Проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».
Дидактические игры с малышами: для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная и напольная.
Настольно-печатные дидактические игры.
Самостоятельные игры малышей.
Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
сентябрь
**Д.и. «Вкладыши и башенки» Знакомить с величиной в ходе практических действий.**
**Д.и. «Соберем пирамидку» Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
**Д.и. «Огурчики и помидорчики». Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.
октябрь
**Д.и. «Цветные колпачки» Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
**Д.и. «Найди такую же фигуру» Учить находить нужную форму методом зрительногосоотнесения.
**Д.и. «Разложи фигурки по домикам» Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
**Д.и. «Две коробки». Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
ноябрь
**Д.и. «Соберем пирамидку». Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
**Д.и. «Занимательная коробка». Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
**Д.и. «Грибы на поляне». Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине.
Декабрь.
**Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
**Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
**Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
**Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.
Январь
**Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
**Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
**Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
**Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями
Февраль.
**Д. и. «Сделаем матрешки бусы». Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
**Д. и. «Башенки для гномиков». Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
**Д.и. «Забавные бутылочки». Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
**Д. и. «Где Мишка?» Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.
Март.
**Д. и. «Тут и там». Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
**Д. и.«Цирковые собачки». Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
**Д. и. «Поручения». Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
**Разрезные картинки. Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.
Апрель.
**Д. и. «Что потеряли котятки», «Чудесный мешочек». Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
**Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
**Д. и. «Летящие бабочки». Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.
Май
**Д. и. «Ловись, рыбка». Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
**Д. и. «Забавные лодочки». Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.
Используемая литература:
М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.