kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка»











План по самообразованию

Тема: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

















Воспитатель: Керимова Гюнель Бахтияровна





















2020 – 2021г.г.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и т. д. Значение сенсорного развития в младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных

процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Накопление умственного багажа детей младшего возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-4 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Данная тема актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка четвертого года жизни является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного

развития у детей младшего возраста являются дидактические игры. Дидактические игры можно использовать в разных видах деятельности: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, а также при проведении различных игр.

Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.

Целью моей работы является:

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством

дидактических игр.

Поэтому, процесс сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;

  • работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;

  • содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.

Задачи:

- проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме

сенсорного развития у детей младшего возраста;

- выявлять особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста;

- выявлять систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр;

- обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления

сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с

дидактическим материалом.

- обогащать развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр при участии родителей);

- образовывать родителей по данной теме: подготовка консультаций «Развитие

сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр», проведение мастер – класса, бесед, анкетирования и т. д.

Направление:

- формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина,

количество, запах, слух);

- обучение способам обследования предметов;

- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина);

- воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения

целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Сентябрь

Работа воспитателя

1. Постановка проблемы;

Определение темы, цели и задачи; Прогнозирование результатов;

2. Подбор и изучение научно – методической литературы.

Работа воспитателя с детьми

1. Мотивация;

2. Выявление интересов детей.

Работа воспитателя с родителями

Выявление интересов родителей и их возможностей в процессе работы над темой.

Октябрь

Работа воспитателя

1. Определение форм работы с детьми;

2. Определение форм работы с родителями.

3. Составление плана работы над темой.

Работа воспитателя с детьми

1. Начальный мониторинг детей на развитие сенсорных представлений

2. Выполнение заданий.

3. Анализ начального мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами начального мониторинга;

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в начале года;

3. Анализ начального анкетирования.

Ноябрь

Работа воспитателя

1. Создание предметно-развивающей среды;

2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей.

Работа воспитателя с детьми

1. Организация игр с дидактическим материалом: учить детей не отвлекаться во время игры; формировать умение доводить игру до конца, получать положительные эмоции от положительного результата.

2. Накопление сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Работа воспитателя с родителями

1. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе;

2. Помощь в оформлении картотеки дидактических игр.

3. Индивидуальные беседы с родителями «Правильные игры для развития ребенка».

Декабрь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

2. Отбор дидактических игр с учетом интересов детей и близким опыту детей.

3. Индивидуальная работа с детьми, которые не справляются с задачами игр.

4. Разработать пособие – лэпбук «Геометрическая шкатулка», объединив идеи различных дидактических игр. Использовать данное пособие в индивидуальной и подгрупповой работе.

5. Создание презентации лэпбука «Геометрическая шкатулка».

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

Дидактические игры на различение основных цветов:

«Катание цветных шариков», «Размести грибочки по цвету», «Домики и флажки», «Воздушные шары», Назови по цвету», «Цветные полоски», «Отбери фрукты (овощи) по цвету», «Какого цвета», «Разноцветные конфетти», «Какого цвета ленточка», «Найди пару по цвету», «Убери лишнее» и т. д.

2. Учить обследовать предметы зрительно, ощупывать их, производить с ними

различные действия, раскладывать посуду разной величины и цвета, наряжать куклы в разноцветные платья, учить завязывать бантики. Дидактические упражнения: «Кто где живет», «Назови картинки и раскрась», «Обведи правильно», «Волшебный сундучок», «Назови предмет», «Убери лишний предмет», «Третий лишний», «Чудесный мешочек» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего возраста»

3. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Январь

Работа воспитателя

1. Создание условий для проведения мероприятий по данной теме.

2. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

3. Индивидуальная работа с детьми с не справляющимися с задачами игр.

Работа воспитателя с детьми

1. Учить детей различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы разных формы в соответствующие для них отверстия; упражнять детей правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Дидактические игры на закрепление знаний о форме: «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото», «Какой это формы», «На какую форму похож предмет», «Найди фигуру», «Принеси шарики (кубики)», «Обведи правильно», «Геометрическое лото» и т. д.

2. Игры в режимных моментах: при воспитании КГН, при закреплении умений

одеваться и раздеваться, при проведении сюжетно-ролевых игр, игр на прогулке, подвижных игр, при проведении НОД. Во время проведения режимных моментов закреплять знания предметов посуды, одежды, обуви, транспортных средств, названия птиц, животных и их детенышей, названия овощей и фруктов, названия профессий, названия и знания основных цветов, названия и знания фигур, форм, развивать слуховое восприятие, учиться ориентироваться в пространстве.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях».

3. Показ презентации лэпбука «Геометрическая шкатулка».

4. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

Февраль

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация и подбор материала к фотовыставке «Дидактические игры нашей группы»

Работа воспитателя с детьми

1. Закреплять у детей понятия: большой-маленький, много-мало, далеко-близко, справа-слева, над, под, на, за, около. Дидактические игры: "Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья», «Где спрятано», «Забавные матрешки», «Соберем пирамидку», «Сложи вкладыши», «Маленькие и большие куклы», «Отнеси далеко» «Поставь близко», «Положи предмет (на стул, около кровати, за столом) и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Практикум «Игрушки своими руками из подручных материалов».

Март

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми с несправляющимися с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с близкими опыту детей.

4. Организация фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Работа воспитателя с детьми

1. Развивать у детей слуховое восприятие.

Дидактические игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Угадай, кто позвал». Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок», «Тихо, громко хлопаем» и т. д.

2. Игры и упражнения на прогулке для знакомства с явлениями природы: «Краски лета, зимы…», «Что за дерево», «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало» и т.д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорики у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного

материала.

4. Помощь в организации фотовыставки «Дидактические игры нашей группы».

Апрель

Работа воспитателя

1. Создание условий для развития сенсорных представлений у детей.

2. Индивидуальная работа с детьми, которые с не справляются с задачами игр.

3. Отбор дидактических игр и упражнений с усложнением дидактических задач.

4. Подбор материала к презентации опыта работы по сенсорному развитию детей младшего возраста.

Работа воспитателя с детьми

Учить детей ориентироваться в пространстве, учить детей активизировать движения, с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей,

Дидактические игры: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры», «Найди по цвету», «Отнеси флажок к такому же флажку» и т. д.

Дидактические упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далекоблизко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх» и т. д.

Работа воспитателя с родителями

1. Повышение компетенции родителей в вопросах развития сенсорных способностей у детей.

2. Помощь в создании предметно-развивающей среды в группе.

3. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного

материала.

Май

Работа воспитателя

1. Подведение итогов.

2. Презентация опыта работы.

Работа воспитателя с детьми

1. Закрепление пройденного материала.

2. Итоговый мониторинг детей на развитие сенсорных эталонов.

3. Выполнение заданий.

4. Анализ итогового мониторинга.

Работа воспитателя с родителями

1. Знакомство с итогами итогового мониторинга.

2. Анкетирование по вопросу компетентности родителей о развитии сенсорики у детей в конце года.

3. Анализ конечного анкетирования.

Вывод: анализ мониторинга показал стабильно хорошие результаты по развитию сенсорных способностей младших дошкольников при их положительной динамики, что позволяет сделать вывод об эффективности проводимой работы. Планирую и дальше работать по этой теме.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Керимова Гюнель Бахтияр кызы

Дата: 18.03.2023

Номер свидетельства: 627743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Тезисы по теме: Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры."
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_po_teme_razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladshego_doshkolnogo_vozr"
    ["file_id"] => string(6) "486680"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542716498"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»"
    ["seo_title"] => string(77) "razvitie_sensornykh_sposobnostei_doshkolnikov_posredstvom_didakticheskoi_igry"
    ["file_id"] => string(6) "481633"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540212131"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Тезисы по самообразованию на тему : Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры."
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_po_samoobrazovaniiu_na_temu_razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladsh"
    ["file_id"] => string(6) "476232"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535005496"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактической игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_siensornykh_sposobnostiei_dietiei_mladshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_p"
    ["file_id"] => string(6) "469459"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526263031"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактической игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_sensornykh_sposobnostei_detei_mladshego_doshkolnogo_vozrasta_po_sredstv"
    ["file_id"] => string(6) "473780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1529452090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства